"Трансаэро", накопившая порядка 250 млрд рублей долга и избыточный самолетный парк, в сентябре оказалась в предбанкротном состоянии, вынудив государство искать варианты ее спасения. Предполагалось, что 75% плюс 1 акция компании будет продана "Аэрофлоту" за 1 рубль, но акционеры "Трансаэро" не смогли вовремя консолидировать необходимый пакет акций. В результате "Аэрофлот" отказался от оферты, а заявления профильных чиновников сводятся к тому, что вариант банкротства авиакомпании представляется единственно возможным.

О намерении банкротить "Трансаэро" заявили Сбербанк России и Альфа-банк. По словам А.Костина, ВТБ свой иск может подать уже в ближайшее время.

"Вы знаете, это уже рутинная работа. В ближайшее время ВТБ подаст в суд на банкротство компании. Но там особого забирать нечего, потому что у компании большой долг. Но у нас, я повторяю, долг, который не закрыт госгарантиями, очень небольшой — практически 1,5 млрд рублей", — сказал он.

"Трансаэро" должна ВТБ примерно 12 млрд рублей, которые на 90% обеспечены государственной гарантией.

ВТБ отказался от идеи создания совместно с ВЭБом новой компании на базе авиапарка "Трансаэро".

"Я считаю, что темы нет, она уже умерла. На каком-то этапе я смотрел на такую возможность, но мы сегодня не видим возможностей ее реализации", — сказал А.Костин, комментируя предложение ВЭБа.

"К сожалению, банки по большому счету не успели или не сумели организоваться, и какого-то диалога не получилось. Мы были в контакте с ВЭБом, Сбербанком, но единого решения так и не нашли. Ну и, по-моему, в нем не очень был заинтересован "Аэрофлот", потому что ему пришлось бы вешать на себя дополнительные издержки. Зачем? "Аэрофлот" и так получит, что ему нужно. Если захочет, он заберет часть пассажиропотока "Трансаэро", — заявил глава ВТБ.

Банкам был интересен сценарий, в котором "Аэрофлот" взял бы на себя часть долга авиакомпании при условии госгарантий, рассказал он.

"Но правительство заняло другую позицию: министерство финансов не хотело брать государственную гарантию даже на "Аэрофлот", хотя, казалось бы, это довольно надежный заемщик. Но это предполагало бы увеличение государственного долга, поэтому Минфину это было не выгодно", — рассказал А.Костин.

Другой вариант спасения "Трансаэро" сейчас лоббирует один из частных кредиторов компании — банк "Международный финансовый клуб" ("МФК"), подконтрольный бизнесмену Михаилу Прохорову. Он предлагал передать 75% плюс одну акцию "Трансаэро" в управление кредиторам и списать 20% долга, что позволит сохранить компанию. Частные банки-кредиторы на прошлой неделе договорились провести независимый финансовый аудит перевозчика, создать комитет кредиторов и ввести мораторий на подачу всех исков против "Трансаэро".