Анна Альбертовна, в последнее время сразу несколько крупных туроператоров заявили о сокращении объемов зимних программ. Проводит ли такую же оптимизацию у себя "Пегас Туристик"?

- Мы не будем сокращаться этой зимой. У нас даже будет небольшое увеличение, порядка 10%, в разных регионах по-разному. Где-то мы увеличиваемся значительно, где-то остаемся на прежнем уровне. В целом же по зимним программам мы не будем открывать новых направлений. Останется у нас излюбленное россиянами направление, Таиланд. В Бангкок мы будем летать из 31 города, на Пхукет из 28 городов. Все большую и большую популярность завоевывает Вьетнам. Причем раньше это направление считалось, что называется, невозвратным. Однако наши последние данные показывают, что многие приезжают туда отдыхать неоднократно. В Нячанг мы запланировали вылеты из 26 городов. На Фукуок – из 6 городов, это очень интересный вьетнамский курорт, который осваивают наши туристы. И в Сайгон мы будем летать из 5 городов. Рейсы в Китай у нас остались только из двух городов, это Новосибирск и Екатеринбург. И в целом, по этим странам, хочу сказать, что мы наблюдаем рост интереса. Оно и неудивительно, там хорошие отели, приятный климат, там комфортно отдыхать круглый год. Не думаем мы сокращать программы на Гоа. Мы были одними из первых, кто открыл это направление для россиян. И сейчас этот курорт становится доступным даже для бюджетных туристов.

Фото: Пегас Туристик

Как обстоят дела с популярными у россиян Египтом и Турцией?

- Как показало лето, у нас хорошо восстановился после всех потрясений Египет. Мы предлагаем отдых в Шарм-эль-Шейхе, куда можно добраться из 37 городов России. В Хургаду мы будем летать из 31 города. А из Москвы мы также запланировали рейс в Марса Алам. Всегда Египет был востребованным направлением, и, не сомневаюсь, таким и останется.

Что касается Турции, мы будем продолжать летать в Анталию, рейсы запланированы из пяти городов. Кстати, в Турции есть прекрасные горнолыжные курорты. Причем там будет хорошо не только тем, кто катается. Там предусмотрена масса развлечений для семей, в том числе и тех, кто ни разу не вставал на лыжи.

Ну и остается у нас направление Арабские Эмираты. Тут мы работаем в объемах прошлого года, и предлагаем программы с вылетами из 11 российских городов.

Ваш туроператор работает с рядом стран Карибского бассейна. При этом многие компании сейчас сокращают это направление. Какие программы остаются у "Пегаса"?

- Дальнемагистральные программы мы оставляем в том же объеме, что и год назад. Мы отправляем туристов в Доминиканскую республику, Мексику, на Кубу. Эти направления сами по себе не такие емкие, как, скажем, Юго-Восточная Азия, тем не менее, они востребованы у определенной целевой аудитории. Так что мы сохраняем это направление в прежних объемах.

А как бы Вы разделили все эти направления с точки зрения целевой аудитории, кому куда лучше поехать?

- Я считаю, что для больших семей с детьми самые подходящие направления – это Египет и Вьетнам. Думаю, что комфортно они будут себя чувствовать и в Эмиратах. Это очень хорошие места для семейного отдыха, где можно найти массу интересных развлечений. Молодежь, это не новость, уже "раскусила" Гоа с его прекрасными пляжами и веселыми вечеринками. Карибский бассейн – это очень романтическое направление, но оно не предполагает сугубо семейный отдых. Эти страны подойдут парам до среднего возраста, но не молодежи. Людям старшего возраста придется по вкусу зимняя Турция. Там просто необычайно интересный отдых. Работают отели класса luxury, самодостаточные отели, где есть все: бассейны, развлечения, боулинг, даже театры. Кроме того, на курортах прекрасный воздух, яркие краски: синее-синее небо, бирюзовая вода, огромные цветы. В январе в Турции можно даже загорать.

А насколько высок спрос именно на празднование Нового года за рубежом?

- Вы знаете, наши данные показывают, что вот сам Новый год россияне предпочитают встречать сейчас дома, с семьей. Раньше была такая мода, обязательно ночь с 31 декабря на 1 января провести где-то под пальмой. Сейчас тенденция изменилась. Новый год все же домашний, семейный праздник. Так что 30 декабря – 1 января не являются высокими датами. А вот пик спроса приходится на новогодние выходные, тем более что в следующем году их будет более чем достаточно.

Как идут акции раннего бронирования?

- Сейчас много говорят о том, что они не востребованы у населения, но я бы с этим не согласилась. Акции раннего бронирования востребованы на российском рынке, но есть объективные причины, чтобы не делать на них большие ставки. Надо реально рассчитывать, что можно получить по этим программам. По нашей компании могу сказать, что как мы рассчитали, то мы сейчас и получаем. Пока по цифрам говорить рано, бронирование еще идет, и идет оно по нашему плану. Не надо планировать лишнего, а ориентироваться на реальность. Но могу сказать, что на фоне банкротств туроператоров, у нас количество бронирований увеличилось, мы смотрели такую статистику по нашей агентской сети. Думаю, так произошло не только с нашей компанией. Люди продолжают бронировать путешествия, но выбирают надежные, стабильные бренды.

Каким в целом для отрасли будет зимний сезон?

- Он однозначно будет непростым. Но я не вижу никаких катастрофических процессов для рынка. Конечно, есть внешние причины сложной обстановки: это снижение потребительского рынка и продолжающиеся колебания валютных курсов. И сейчас происходит следующее: не столько даже потребители перестали нам доверять, сколько разные игроки туррынка перестали доверять друг другу. Например, часто бывает ситуация, когда турагент не рекомендует клиенту услуги какого-то конкретного оператора или просто советует подождать с покупкой тура. Непонятно только, чего ему ждать.

Туристический бизнес, как и любой другой бизнес, сопряжен с рисками, к этому нужно быть готовыми. Рискуют и агенты, и операторы. Мы очень событийно зависимы. У нас может снега не быть в горнолыжный сезон, или наоборот, он выпадет, но летом на пляже. Я считаю, что нужно не нагнетать обстановку, а работать с оптимизмом. У нас не самая теплая страна, так что спрос на отдых у россиян будет всегда. По статистике, только 8% нашего населения вылетают отдыхать за рубеж. Это же поле не паханое. Нам есть, куда расти. Нужно просто много работать, с интересом и с удовольствием.