– Как сегодня чувствуют себя горнолыжные курорты Северного Кавказа и как они будут развиваться дальше?

– Строительство горнолыжной инфраструктуры для России – это новое дело. Исходя из того опыта, который у нас накопился, мы сейчас корректируем концепцию развития горнолыжных курортов Северного Кавказа. В наших планах – увеличить количество зон катания и привлечь тем самым больше туристов. Но это далеко не все, ведь гости курортов должны чувствовать себя комфортно, поэтому нельзя забывать и о создании общественной инфраструктуры и благоустройстве. На сегодняшний день на "Архызе", например, упор, в том числе, делается и на строительство газовых и водопроводных, канализационных систем, обеспечивающих стабильную работу курорта. Также ведется строительство променада (прогулочной зоны) от туристической деревни "Лунная поляна" к поселку "Романтик".

Этим летом на курорте "Архыз" мы готовы предложить туристам экскурсионные программы по достопримечательностям и удивительным природным объектам. Также в экскурсионном режиме будет работать гондольная канатная дорога "Млечный путь".

– С какими основными проблемами вы сталкиваетесь при создании инфраструктуры курортов?

– На Кавказе очень много историко-культурных памятников, археологические раскопки – обычное дело для нашего региона. Поэтому при строительстве всех объектов горнолыжного кластера большое внимание уделяется и этому аспекту.

Сейчас среди проблем, с которыми мы сталкиваемся, – нехватка объектов размещения. К началу зимнего сезона практически невозможно найти свободные номера в отелях – на новогодние праздники, например, и на другие даты. Сейчас мы ведем переговоры со знаковыми сетевыми компаниями, совместно с которыми планируем построить до конца 2019 года два гостиничных комплекса.

Есть также проблема, связанная с досугом туристов вне зон катания, особенно в летний сезон. Для этого мы предусмотрели строительство современного SPA-центра с тренажерными залами, бассейнами и другими услугами. Помимо этого, будут созданы маршруты для велопрогулок по пересеченной местности, для быстрого спуска на велосипедах и мотоциклах. Кроме того, рассматриваем создание и воздушных прогулочных маршрутов на вертолетах.

– Какой курорт Кавказа, по вашему мнению, наиболее перспективен?

– Я считаю, на сегодняшний день "Эльбрус" – это самая перспективная гора на Северном Кавказе. Поскольку часть трасс находится в ледниковой зоне, то там с легкостью можно развивать круглогодичное катание. Помимо этого, летом на курорте представлены обзорные и конные экскурсии.

На "Эльбрусе" очень много старых канатных дорог, построенных еще в советское время и которые не используются. Сейчас стоит вопрос о том, чтобы выкупить их и реконструировать в современные и удобные канатные дороги.

Стоит также отметить, что сейчас на курорте очень хорошо развита и летняя инфраструктура. Здесь, также как и на "Архызе", будут доступны экскурсионные туры с посещением смотровой площадки на третьей очереди канатной дороги на рекордной отметке 3847 метров, будет продолжаться летнее катание. Также есть много возможностей для треккинга (пешего туризма) и конных прогулок.

В июне этого года на курорте пройдут всероссийские и юниорские соревнования по горнолыжному спорту. "Эльбрус" тем самым еще раз подтверждает, что он является одним из ключевых российских центров не только любительского, но и профессионального катания и крупнейшей тренировочной горнолыжной базой страны.

– А как дела у курорта "Ведучи" в Чечне?

– Занимаемся сейчас строительством шале и дорожной инфраструктуры. Сейчас по затратам "Ведучи" превосходит остальные горнолыжные курорты Кавказа. Для, сравнения, 4,45 млрд – это "Архыз", 5,5 млрд – "Эльбрус", 7,7 млрд – это "Ведучи". Это связано с тем, что "Ведучи" сейчас самый молодой и начинающий горнолыжный курорт Северо-Кавказского туристического кластера. Его открытие состоялось всего несколько месяцев назад, поэтому для активного развития сейчас требуется больше вложений. Указанные средства рассчитаны до 2020 года.

В планах и создание летней инфраструктуры, но пока больший акцент сделан на проектирование и развитие горнолыжной инфраструктуры к будущим зимним сезонам.

– Сколько человек посещает курорт ежедневно?

– В среднем, с момента открытия курорта в отдельные выходные его посещали до 500 человек, в будни 100-150. В Чечне пока не очень популярны горнолыжные курорты, но интерес к ним постепенно растет. Люди приезжают покататься на канатной дороге с детьми – для них это экзотика. Посещают ресторан в горах и просто гуляют по территории нового горнолыжного курорта.

– Что еще планируете построить на курорте?

– Мы считаем неправильным делать акцент только на курорте "Ведучи". Я думаю, что нам нужно развиваться и дальше, поэтому следующей точкой развития курортной инфраструктуры планируем сделать высокогорное озеро Кезеной-Ам. По результатам предварительного анализа, мы в состоянии создать некую вариацию известного курорта "Три Долины" во Франции. Кроме того, там уже есть неплохая инфраструктура, потому что в советское время это была тренировочная база по академической гребле на байдарках и каноэ.

С развитием туризма на такой большой площадке мы создадим обширную зону горнолыжного катания. Таким образом, у нас появятся курорты, не уступающие по своим размерам и качеству популярным зонам отдыха Европы.

– Речь идет о строительстве новых площадок или реконструкции старых?

– Если находится площадка, которая перспективна для реконструкции и технически подходит по всем критериям к установке оборудования, то мы остановим выбор на ней. Кроме того, если есть подходящая свободная площадка, то будет рассмотрена возможность строительства канатной дороги и там. Мы хотим сделать все максимально качественно и безопасно, чтобы в ближайшие 10 лет ничего не пришлось переделывать.

– Как этот проект будет реализовываться?

– Нашим партнером по проекту создания на территории России производства комплектующих канатных дорог является французская компания POMA S.A.S. Сейчас существуют трудности с производством и со специалистами, так как после развала СССР предприятия, которые могли бы заняться производством компонентов канатных дорог, пришли в упадок или были переориентированы на выпуск более востребованной рынком продукции. А нам нужны гарантии, ведь качественное оборудование и детали – это залог безопасности жизни и здоровья туриста. Такие гарантии, а также собственные инвестиции готова предоставить компания POMA S.A.S.

– Как планируете решать эту проблему?

– Главной задачей совместного российско-французского предприятия является локализация производства комплектующих для канатных дорог в России в ближайшие пять лет. Для этого нужно быстрыми темпами создавать производство в нашей стране.

В перспективе это позволит, во-первых, создать большое количество рабочих мест. Во-вторых, налоги с этих предприятий пойдут в бюджет нашей страны. В-третьих, это инвестиции, которые будут привлечены в экономику Российской Федерации. Французы – наши хорошие партнеры, которые за счет очень больших собственных вложений готовы наладить производство в России, делиться опытом и развивать горнолыжную индустрию в нашей стране.

У нас в планах запустить три завода в России, которые будут специализироваться на производстве оборудования для канатных дорог. Площадки для этого выбирают наши партнеры из Франции, исходя из технических возможностей их оборудования. Одно из предприятий уже точно будет находиться в Кабардино-Балкарии.

Кроме того, хочу отметить, что сейчас мы также рассматриваем возможность заключения договора с аналогичными компаниями Австрийской Республики по созданию производства оборудования для канатных дорог.