Интервью

25.05.2018 19:47

Хасан Тимижев: "Российское оборудование для горнолыжных курортов не будет уступать по качеству зарубежным аналогам"

Автор: Анастасия Платонова

В конце прошлого года компания АО «Курорты Северного Кавказа» под кураторством Минкавказа России вместе со стратегическим партнером, французской компанией POMA S.A.S., приняли решение о поэтапной организации производства канатных дорог в России на территории СКФО: это и удешевление стоимости конечной продукции, и дополнительные доходы и рабочие места для региона. В марте были окончательно подписаны необходимые документы, и появилась совместная российско-французская компания «Национальные канатные дороги». На сегодняшний день формируется ее производственная программа, набирается штат, идет переоборудование производственной площадки в Кабардино-Балкарии. А уже на конец года запланирован старт производства отдельных компонентов канатных дорог. О дальнейших планах по проекту и о туристах на курортах Северного Кавказа в интервью порталу «Интерфакс-Туризм» рассказал гендиректор АО «КСК» Хасан Тимижев на полях международного экономического форума в Петербурге.

Хасан Тимижев

Фото: КСК

- На каком этапе сейчас реализация проекта?

- К настоящему моменту мы полностью завершили подготовительные работы, необходимые для создания совместного предприятия и его регистрации на территории России. Подписано акционерное соглашение, сформирован уставной капитал, выбрана производственная база. Также был определен перечень компонентов для производства; пока что большая часть технических элементов канатных дорог, естественно, будет производиться во Франции, но в дальнейшем мы будем ежегодно наращивать степень локализации и количество российских компонентов в производимых горнолыжных подъемников. Сегодня наши французские партнеры начали поэтапно передавать свои технологии в рамках производственной программы, а российские специалисты — производить первые прототипы-образцы.

- Планируете ли вы расширять производство?

- Да, с увеличением степени локализации мы планируем расширяться. Базовая производственная площадка для крупноузловой сборки канатных дорог будет организована на базе предприятия «Севкаврентген-Д» в Кабардино-Балкарии, цех завода подвергнется перепланировке и реконструкции — как раз сегодня мы подписали соответствующую «дорожную карту» с нашими французскими партнерами. Плюс дополнительно уже сейчас мы рассматриваем другие действующие заводы в СКФО, которые производят продукцию близкого профиля, и которые при привлечении инвестиций можно будет переформатировать на выпуск тех или иных компонентов транспортных систем.

Мы хорошо изучили производственную систему POMA S.A.S. — у них нет ни одного завода, где полностью производился бы конечный продукт: на разных предприятиях делают опорные конструкции, кабины, кожаные сиденья для гондол и кресел. И потом все это собирается в одной точке. Мы хотим использовать аналогичный подход.

- Как прошел этот зимний сезон на курортах Северного Кавказа?

- Горнолыжный сезон на «Эльбрусе» у нас еще продолжается, поэтому итоги подводить рано. Сейчас на территории курорта проводятся учебно-тренировочные сборы спортсменов и сборных команд по горнолыжным видам спорта и фристайлу, а для любительского катания открыты трассы на третьей очереди канатной дороги от станции «Гара-Баши» до станции «Мир».

Курорт «Архыз» в этом зимнем сезоне посетили более 190 тысяч человек — чуть больше, чем годом ранее. И это несмотря на то, что теплая погода и малоснежный декабрь позволили нам открыть трассы для катания на курорте только в самом конце декабря.

В этом году мы запустили курорт «Ведучи», его посетили несколько тысяч туристов. Статистика не показательна, потому что он был открыт в конце сезона. «Ведучи» — первый горнолыжный курорт в Чечне, канатная дорога там — первая в республике, культура горнолыжного катания у жителей еще не сформирована. Большинство и местных туристов, и гостей из других регионов приезжали туда не столько на лыжах покататься, сколько прокатиться на канатной дороге — поставить галочку, можно сказать. Но мы и называем это «нулевым» этапом — на текущий момент созданы основные условия, чтобы население Чечни потихоньку становилось на лыжи.

- Есть ли на курортах Северного Кавказа иностранные туристы? Что регион может сделать для того, чтобы привлечь гостей из-за рубежа?

- Туристы из европейских и азиатских стран уже начали открывать для себя северокавказское направление. Например, на «Эльбрус» приезжает довольно много иностранцев просто потому, что это высочайшая точка Европы. В последние два года мы значительно улучшили качество горнолыжных услуг, и сегодня зона катания «Эльбруса» практически ничем не уступает европейским аналогам. Тем не менее, наша первоначальная цель — не столько иностранцев привлечь на курорты, а сделать так, чтобы россияне ездили не за границу, а к нам.

При этом мы понимаем перспективность выхода на зарубежный рынок, в связи с чем на площадке форума зафиксировали договоренность о продвижении курортов Северного Кавказа через офисы Visit Russia за рубежом.

- Из каких регионов России к вам приезжают чаще всего?

- На «Архызе» больше всего гостей из Ростовской области, Краснодарского, Ставропольского края, Волгоградской области, то есть из южных регионов. «Эльбрус» наиболее интересен туристам из Москвы, Санкт-Петербурга – жителям крупных центральных городов. Гостей из Москвы и Подмосковья на курорте 57%. «Ведучи» сейчас, в основном, местный курорт, его посещают жители Чеченской Республики и Дагестана, но зимой были и туристы из Ставропольского края, Ростова-на-Дону и Москвы. С учетом его близости к Грозному и возможности отдыха в формате одного дня, мы рассчитываем увидеть здесь много индивидуальных туристов.

Могу отметить, что география туристов на курортах Северного Кавказа с каждым годом расширяется. В этом зимнем сезоне, например, у нас отдохнули туристы из Мурманска, Калининграда, Симферополя, Магадана, Томска, Екатеринбурга, Челябинска, Перми и даже из Эстонии и Японии.

- Есть ли планы по расширению инфраструктуры на курортах в ближайшие годы?

- На «Архызе» в этом году мы планируем достроить три очереди канатных дорог и ввести порядка11 кмдополнительных трасс. Это будут современные трассы с системами оснежения – в нашем понимании это следующий глобальный этап развития «Архыза».

Что касается «Эльбруса», то там в 2018-2019 годах будут проектироваться три канатные дороги и 10 горнолыжных трасс суммарной протяженностью более11 км— как раз с участием совместного предприятия «Национальные канатные дороги». Первый из трех подъемников мы планируем достроить уже к сезону 2019/2020 годов.

А на «Ведучи» продолжим проектирование объектов северо-ориентированного склона, в том числе канатной дороги типа 3S — кстати, именно образец ее кабины стал центральным экспонатом на нашем стенде в Санкт-Петербурге.

- Сформирована ли программа отдыха на площадках «Архыз», «Эльбрус» и «Ведучи» в летнем сезоне?

- Программа летнего отдыха сейчас находится на финальной стадии согласования. Могу сказать, что на «Архызе», помимо привычных летних услуг, конных прогулок, туристических походов, спортивных площадок, веревочных парков, детского парка, в этом году будут открыты велотрассы, бассейн с зоной для загара. Буквально недавно была достигнута договоренность по вопросу организации полетов на параплане на курорте.

На «Эльбрусе» будут доступны экскурсионные туры с посещением смотровой площадки на высоте3847 метров, будет продолжаться летнее катание. На леднике горы Эльбрус, выше третей очереди канатной дороги, совместно с АО «Курорт Эльбрус» мы хотим установить бугельный подъемник, чтобы спортсмены могли тренироваться в течение всего летнего сезона.

Летняя программа отдыха на курорте «Ведучи» будет реализована в тестовом режиме. Вместе с туроператорами мы планируем организовать экскурсионные туры с посещением канатной дороги, велопрогулки, прокат спортивного инвентаря, конные прогулки, тир. А в рамках открытия сезона, которое состоится 24 июня, пройдет фестиваль команд КВН.

Инфраструктура КСК