Введению в 2007 году финансовых гарантий для туристических компаний предшествовали опасения, что произойдет резкая деформация рынка, монополизация его крупными игроками. С другой стороны, об укрупнении рынка говорят как минимум три последних года, а картина практически не меняется. Рассказать о нынешней ситуации на туристическом рынке России мы попросили генерального директора компании "Капитал-Тур" Инну Бельтюкову:

Структуризация отрасли усиливалась на протяжении последних нескольких лет, это вполне естественный и неизбежный процесс, хотя для многих, конечно, болезненный. Внедрение системы фингарантий, действительно, могло его отчасти ускорить, что всем только на пользу. Чем быстрее рынок оформится, тем лучше и для игроков, которые продолжат развиваться в оптовом туроперейтинге, и для тех, кто примет решение о переходе в другие, более стабильные и прибыльные ниши.

Крупных компаний, продолжающих борьбу за основные направления массового спроса, становится все меньше, в отдельных сегментах состав игроков определился и уже не меняется. Кстати, за минувшие пять лет в отрасли появилось всего лишь два заметных бренда, один из них — "Капитал-Тур".

Говорят, что крупные операторы стремительно наращивали капитализацию, чтобы войти в 2008 год, когда сумма финансовых гарантий для операторов вырастет вдвое, максимально подготовленными и конкурентоспособными. Чего лично вы ждете от наступившего года?

Любой крупный игрок всегда заинтересован в укреплении конкурентоспособности, росте капитализации своего бизнеса, повышении доходности и объемов производства. Это перманентная тенденция.

Если же говорить о наступившем 2008г, то вряд ли он будет легким для туристического рынка. В том числе и потому, что ряду направлений грозит масштабное перепроизводство турпродукта. Раньше его сдерживали такие факторы, как дефицит авиатехники и монополии отдельных перевозчиков на региональных рынках и в некоторых сегментах столичного. Но ситуация меняется. В страну ввозятся импортные суда, расклад сил в авиабизнесе пересматривается, растут амбиции туроператоров. Тем более, что 2007 год прошел в целом успешно и вдохновил многих на дальнейшую эскалацию турпотоков.

Могли бы Вы назвать три первоочередных задачи, которые стоят на нынешнем этапе перед каждым крупным российским туроператором?

Первое — это создание объемного, качественного, конкурентоспособного турпродукта в максимально широком ассортименте. Далее — совершенствование технологий, необходимое в условиях производственного роста. И, конечно, укрепление кадрового состава предприятий, создание системы мотивации, нацеленной на долгосрочные и продуктивные взаимоотношения в команде.

Я бы отметила и четвертую задачу — активное продвижение бренда, правильное его позиционирование в соответствующем сегменте рынка.

Для отдельных игроков стратегической задачей является вертикальная и горизонтальная интеграция и наращивание капитализации компании.

Можно ли ждать всплеска международной экспансии на российском туристическом рынке? Российскую компанию какого эшелона, по вашему мнению, выгоднее всего приобретать иностранцам?

Новые сделки вполне вероятны: зарубежные коллеги рассматривают Россию как перспективную территорию сбыта. Тем более, что страны, более развитые в туристическом отношении, отчасти исчерпали потенциал спроса, рост турпотоков там минимален, а в отдельных сегментах рынков наметился регресс.

Отечественные туроператоры уже подвинули западных в некоторых востребованных отелях на массовых курортах, утвердились как поставщики высокобюджетной клиентуры. Наши туристы — желанные гости в самых статусных отелях формата luxury, они не только готовы оплачивать дорогостоящее размещение, но и много тратят на дополнительные услуги. На этом фоне порог вхождения в российский туристический рынок ежегодно растет, западные игроки понимают, что промедление обернется дополнительными затратами, завтра внедрение в наш бизнес потребует еще больших инвестиций, чем сегодня. Поэтому я не исключаю, что в наступившем году будет объявлено о новых альянсах между крупными зарубежными концернами и российскими туроператорскими компаниями.

Чьи активы выгоднее приобретать? К этому вопросу у иностранных коллег подходы разные. Одни сделают ставку на середняков с умеренными амбициями, чтобы укрупнить их за счет собственных финансовых вливаний и реализовать на новой территории свой потенциал. Другие сразу начинают переговоры с лидерами российского рынка. Все зависит от стратегии потенциального инвестора.

Глава одной из заметных российских операторских фирм сказал однажды, что на нашем рынке не может быть дружественных объединений, могут быть только враждебные поглощения. Почему, действительно, на российском туристическом рынке так слабо идут процессы слияния-поглощения компаний? Что мешает в первую очередь — амбиции или реальные причины? Можете ли Вы назвать примеры удачных процессов такого рода у нас?

Не могу согласиться с высказыванием коллеги о нереальности дружественных объединений. Мы часто наблюдаем конкретные примеры эффективных альянсов. Один из последних — "Пакс" и "Анико", которые много лет осуществляли совместные проекты на приоритетных для себя направлениях, и теперь объединились — шаг логичный и позитивный во всех смыслах.

Как известно, туроператоры часто создают пулы, чтобы "дружить" против остальных участников рынка, причем действуют весьма конструктивно и последовательно в рамках таких альянсов. Не исключено, что некоторые из этих образований в перспективе станут основой для новых холдингов.

В целом же игроки всегда исходят из собственных амбиций и возможностей. Те, у кого сохраняются ресурсы для самостоятельного развития, не ищут союзов с мажоритарными партнерами. Те же, кто устал от долгих лет борьбы за место под солнцем, вправе присоединиться к более инициативным и сильным.

Каким вы представляете себе спрос на туристические услуги в этом году? Будет ли он расти и за счет чего?

Клиентская активность, в принципе, из года в год увеличивается. Этому способствует экономическая ситуация в стране, объективный рост платежеспособности россиян, а также отдельные субъективные факторы.

В частности, сами туроператоры, снижая ценовую планку в процессе конкурентной борьбы, привлекают все новых и новых потребителей. Однажды познав удовольствие от путешествий, люди часто уже не могут от него отказаться и ради этого готовы даже чем-то жертвовать. Соответственно, туруслуги становятся обязательным элементом стандартной потребительской корзины. Многие стабильно выезжают на отдых дважды в год, причем бронируют туруслуги заранее. Еще несколько лет назад такой привычки у наших соотечественников не было. Теперь же в плане тенденций спроса российский рынок можно сравнить с западным в эпоху его благополучия. А в Европе наметился обратный процесс: увеличивается процент бронирования last-minute, рынок в целом стагнирует.

При росте спроса на зарубежный отдых — есть ли куда расти России на иностранных курортах? Удастся ли России потеснить таких лидеров выезда, как Германия и Великобритания?

Абсолютно все зарубежные хотельеры проявляют интерес к России как к донору турпотока. Наши соотечественники — надежные и выгодные клиенты: многочисленные, платежеспособные, стрессоустойчивые.

Как я уже говорила, на основных направлениях массового спроса мы начинаем теснить западных коллег. Конечно, крупнейшие мировые концерны имеют стабильные позиции и сохранят их в будущем, но они уже достигли своих максимальных турпотоков, российские же компании постоянно наращивают объемы продаж.

Тем не менее, владельцы гостиниц заинтересованы в диверсификации рисков за счет поставщиков из разных стран, это позволяет им рассчитывать на более или менее равномерную загрузку независимо от внутренней ситуации на каждом отдельно взятом рынке.