Интервью

2.10.2017 16:22

ГидВеди: "туристам достаточно с телефона написать в чат "хочу экскурсию" – и заказ открыт"

Автор: Ирина Иванова

Любой турист теперь может организовать экскурсию, просто написав в Telegram, тем самым открыть конкурс на лучшее предложение и выбрать гида даже с учетом астрологического прогноза. О том, как появился сервис ГидВеди, и чего на самом деле хочет турист, рассказали в интервью порталу "Интерфакс-Туризм" генеральный директор компании Аркадий Рутман и его партнер и технический директор Илья Беляков.

Аркадий Рутман, Илья Беляков

Фото: ГидВеди, слева: Илья Беляков, справа: Аркадий Рутман

Расскажите, как пришла идея создать сервис для организации экскурсий?

А: – Однажды в родном Ярославле я наблюдал картину, как экскурсоводы осаждают только что прибывшие пароходы с туристами. Они буквально кидались к трапу и хватали людей за руки, предлагали свои услуги. Но при этом, гуляя по городу, очень часто к тебе подходят потерянные люди – туристы и спрашивают, что есть в нашем городе, что можно посмотреть или где заказать экскурсию.

Было очевидно, что здесь что-то не так. Есть спрос и предложение, они страстно ищут друг друга, но почему-то не находят. Так и появилась идея сделать сервис, который поможет наконец-то встретиться гидам и туристам.

С чего вы начали, как быстро осуществили задуманное?

А: – Где-то год я вынашивал идею, составлял план действий. Когда план был готов – собрал команду и начал внедрять задуманное.

И: – Мы стартовали в 2016 году как каталог гидов. Это был сайт, где вводишь в форме поиска город и получаешь список гидов в этом городе, дальше можешь сам позвонить любому и договориться об экскурсии. У нас сразу появились гиды, и туристы начали заказывать экскурсии, даже без рекламы и по несколько в день.

А: – В этот же момент стало абсолютно ясно, что идея вообще не работает в таком виде. Это был настоящий провал.

Почему, если были заказы, что было не так?

И: – Мы думали, что индивидуальный туризм – это такой процесс бегства туристов от агентств к частникам. Везде писали большими буквами: без агентств, без комиссии. Представляли, что сотни и тысячи частных гидов выйдут на улицы и поведут миллионы экскурсий.

А: – Но оказалось, что туристу вообще все равно: агентство это или частник. Турист уходит из группового туризма, где в приоритете интересы группы, а не его личные. Например, целый автобус может ждать какую-нибудь милую старушку, которая застряла на час в сувенирной лавке. Кто захочет так провести свой отпуск?

Поэтому мы и наблюдаем настоящий бум индивидуального туризма. У людей появился выбор. Можно доехать на своем автомобиле и самостоятельно организовать отдых. Сделать так, как нужно именно тебе, твоей семье.

И: – А самое главное, что гид-экскурсовод, трудоустроенный у туроператора, ничем не хуже частного гида. В конечном итоге, качество и цена экскурсии будут сопоставимы.

А: – Из-за этих убеждений и заблуждений мы сильно сузили потенциальную аудиторию исполнителей. Особенно остро это ощущалось в небольших городах, где меньше бывает туристов и частнику сложнее обеспечить себя работой для стабильного дохода. В некоторых городах частных гидов просто нет.

Получилось так, что в отдельных городах сервис работал, и успешно, но в соседних – тишина. Мы не могли гарантировать сервис туристам в любой точке.

Кроме того, сама идея каталога уже давно изжила себя. Это не сервис. Турист должен сам звонить по номерам в анкетах. Какие-то из этих анкет заполнены год-два назад и номера уже давно не актуальны. Не все гиды в этих каталогах доступны, кто-то занят или сам в отпуске. В общем, куча новых проблем для туриста, на телефон тратиться, время терять.

И как вы решили эти проблемы?

А: – Во-первых, выкинули идею с каталогом, поменяли свою роль в процессе, заняли более активную позицию и организовали настоящий сервис.

Теперь мы принимаем заказы у туристов и проводим конкурсы среди исполнителей, чтобы найти того, кто лучше всех справится с поставленной задачей. В конкурсе каждый участник предлагает свой вариант сценария и стоимости экскурсии. Турист выбирает победителя, и тот получает заказ.

Во-вторых, мы полностью отказались от формулы "только частные гиды". Открыли двери туроператорам и турагентствам. Сейчас активно регистрируем новых и обучаем их работе с ГидВеди, приглашаем к сотрудничеству. Нам это позволяет быстро расширять географию, а турфирмы получают возможность догнать убегающий от них рынок индивидуального туризма.

Форма не напоминает конкурсы на сайте госзакупок? Не слишком сложно?

А: – Наоборот, все довольно просто! Это с каталогом вам нужно было прикладывать усилия, чтобы организовать свой отдых, а у нас просто необходимо заполнить небольшую анкету: указать город, дату и написать что-то вроде "хочу обзорную экскурсию". Этого будет достаточно, чтобы получить ряд качественных предложений. Кроме того, в каждом заказе есть чат, где можно обсудить все нюансы.

И: – Мы не останавливаемся на этом. Идем дальше. Сейчас запускаем возможность заказа экскурсий через популярные мессенджеры, используем чат-боты. Первым станет Telegram. Для оформления заказа достаточно будет написать "Хочу на экскурсию" и ответить на три-четыре уточняющих вопроса. И все – заказ будет открыт!

Так в чем преимущества для туристов?

И: – Представьте себе ситуацию: вы приходите в ресторан, но вместо заказа по обычному меню вы говорите, что хотите что-то особенное. Тут же к вам подходят три разных шеф-повара, и каждый предлагает, что он мог бы приготовить именно для вас. Вы обсуждаете с каждым из них все нюансы, специи, степень готовности и очередность подачи. Далее выбираете того, кто понравился вам больше всего. Именно он готовит фирменное блюдо.

Все то же самое происходит у нас при заказе экскурсий. Происходит кратный рост качества. Вы получаете эксклюзивную услугу, но за те же деньги.

Какие задачи перед вами стоят сейчас?

А: – Мы наращиваем базу исполнителей, гиды активно присоединяются к сервису. С компаниями пока только начинаем работу. Кстати, как естественное продолжение основного ГидВеди появился ГидВеди.Бизнес. Когда мы запустили конкурсы, то увидели, что часто через наш сайт размещают заказы на группы 20, 30, 50 человек. Есть заказы от школ и компаний. Так появилась идея сделать подобный сервис не только для индивидуальных туристов, но и для корпоративных клиентов. Мы обсудили это с туроператорами, получили самый положительный отклик и буквально за два месяца, к 3 сентября 2017 года, уже заявили о запуске.

Чем сервис может быть интересен туроператорам, крупным игрокам туристического рынка?

А: – Мы берем на себя маркетинговые риски. На нашу площадку приходят клиенты с готовой задачей. Для туроператора это проще, чем искать заказ самостоятельно и выяснять потребности клиента. ГидВеди работает за процент от выполненных заказов. Если никто ничего не заказал, то никто никому ничего и не должен. Такой подход нравится всем.

Как можно стать участником проекта?

А: – Для турфирм: заключить договор и начать работать. Гидам пройти регистрацию, а туристам вообще ничего не нужно – зайти на сайт и открыть заказ.

А как сервис отслеживает качество предоставляемых услуг? Происходит ли какой-то отбор исполнителей?

А: – С организациями проще, поскольку есть лицензирование, мы принимаем туроператоров только из реестра Ростуризма.

С гидами сложнее. Есть закон, который в данный момент вступает в силу. Он предписывает всем гидам иметь аккредитацию, оформить ИП или числиться где-то штатным экскурсоводом, быть трудоустроенным, но пока этого нет. От региона к региону ситуация очень разная. Рынок формировался и живет сейчас без этого закона, поэтому мы не можем быть категоричными в этом вопросе.

Приглашая частных гидов, мы обращаем внимание на образование, наличие аккредитации, музейных удостоверений и прочие документы, которые могут подтвердить уровень специалиста. Помимо проверки документов, внедряется система отзывов, и их смогут писать только те, кто был на экскурсии.

У нас много планов по развитию нашего любимого ГидВеди. Хотим сделать туризм проще и доступнее.

Как отдохнуть Экскурсионные туры
Турбизнес Онлайн-бронирование