Интервью 4 июля 2017 г. 10:47

Сергей Бачин: "Снижение ключевой ставки – главное, что нужно сделать государству для развития туризма"

Сергей Бачин: "Снижение ключевой ставки – главное, что нужно сделать государству для развития туризма"
Бачин. Фото: Роза Хутор

Генеральный директор курорта "Роза Хутор" и председатель совета директоров группы компаний "Агранта" Сергей Бачин помимо горного курорта управляет еще двумя проектами в сфере туризма – это "Ярославское взморье" на берегу Рыбинского водохранилища и "Завидово" на берегу Иваньковского водохранилища. В интервью порталу "Интерфакс-Туризм" он рассказал о том, почему государству, если оно хочет роста в туротрасли, необходимо снизить ставку рефинансирования до 5% и продлить Федеральную целевую программу развития внутреннего туризма на 30 лет, сосредоточившись при этом на ограниченном числе крупных туристических проектов.

Выступая на Петербургском экономическом форуме в начале июня, вы заявили, что Федеральную целевую программу (ФЦП) по развитию внутреннего и въездного туризма в 2011-2018 годах нужно продлить на 20-30 лет. Зачем?

- Туротрасль в России никогда ранее не рассматривалась как одна из основных отраслей экономики, а сейчас понемногу мы движемся к пониманию, что это такая же серьезная отрасль экономики, как нефтянка или IT. Безусловно, развивать ее надо, но просто энтузиазма на местах для этого мало: туризм – системная отрасль, в которой участвуют авиа- и круизные перевозки, индустрия гостеприимства и многие другие элементы, нужна координация. Например, космическую промышленность мы развиваем комплексно – создаются управленческие структуры, финансирование. Но почему-то считаем, что туротрасль рождается сама по себе, как мох в болоте.

Поэтому нужно разработать стратегию развития на десятилетия, как в любой другой серьезной отрасли, и следовать ей. Причем это не только вопрос, сколько денег дать, но и понимание, что именно мы развиваем, где концентрируемся и где хотим увидеть точки роста. Для этого и нужна программа, которой в нашем случае является ФЦП, позволяющая строить инфраструктурные составляющие для конкретных туркластеров.

Бачин
Бачин. Фото: Роза Хутор

По вашему мнению, какой должна быть эта стратегия, где находятся точки роста?

- Я предложил бы сконцентрироваться на нескольких точках. Не просто каждый месяц находить что-то новое и радоваться: давайте тут гостиничку построим и там еще что-то сделаем. В этом случае мы рискуем размазаться по огромной территории и не получить таких современных точек, в которых есть все, чтобы привлекать туризм.

Я бы ввел ограничение: например, для начала на каждый регион два-три проекта. Лет десять занимался бы преимущественно ими. Но их сделал бы качественно и хорошо. Если появятся такие проекты, то потом там же  возникнут и другие. Их наличие выполняет несколько функций: привлекает туристов, создает инфраструктуру, воспитывает качественный менеджмент, развивает вокруг себя малый бизнес...

Два-три проекта на большую область – это ведь не много. И считаете ли вы, что ваши проекты "Ярославское взморье" и "Завидово" подходят под эти критерии?

- Я бы поборолся за статус такого проекта в каждой из областей. Кроме этого, при подобном подходе из конкурса проектов желательно исключить областные центры – они и так развиваются с  определенной скоростью. Это должны быть отдельно существующие уникальные проекты.

Что нужно, чтобы найти действительно удачные проекты?

- Нужно, как это уже происходит, сформировать программу, объявить конкурс – и проекты появятся. У них есть либо спонсоры, либо инвесторы, либо энтузиасты, которые будут их представлять. И конкурсные комиссии, как региональные, так и федеральные, смогут проанализировать и выбрать лучшие. Я не хочу называть все критерии, это сложная и глубокая тема. Важно выбрать по всей стране небольшое число проектов, не настолько гигантских, как олимпийский Сочи, но все же сопоставимых, и развивать их.

То есть Ростуризм для ФЦП должен отбирать что-то подобное сочинскому олимпийскому проекту?

- Да, это должно быть комплексное развитие территории с большим количеством средств размещения, большим числом туристических идей, которые существуют вокруг проекта. Мало построить просто гостиницу, провести электричество или канализацию. Важно, чтобы был малый туристический бизнес вокруг инфраструктуры. Мое предложение – в том, чтобы у ФЦП появилось новое измерение – венчурная программа грантов, которая позволяла бы небольшим – даже не компаниям, а семьям – заниматься развитием туристского сервиса.

С чем я сталкиваюсь на больших проектах: малые туристические идеи, которые могли бы реализовываться семейным бизнесом, группой энтузиастов, развиваются с трудом. У большой корпорации качественно развить такой сервис не очень получается. Не хватает креатива, людей, которые могут этим все время заниматься. С другой стороны, появляются энтузиасты, люди с идеями, но требовать от них инвестиций в эти идеи почти невозможно. Редко когда перспективная туристическая идея сочетается с начальным капиталом. Поэтому я говорю не о соинвестировании, а о программе грантов. Может быть, внутри ФЦП должна существовать система государственных грантов.

Можете привести пример такого бизнеса?

- Например, в "Роза Хутор" мы хотим построить деревню "Русский Кавказ". Есть вымирающие русские станицы на территории Абхазии, в них уклад жизни сохранился такой же, как 150-200 лет назад. Станицы окружены горами, труднодоступны и постепенно умирают. Мы с сочинскими энтузиастами вышли на местных жителей и предложили перевезти их на территорию "Роза Хутор", чтобы они могли воссоздать здесь свой уклад и быт. Важно, что идея не в создании очередного модного этнопарка, а в сохранении аутентичности. Для туристов это будет бесконечно интересно. Идея требует ресурсов: здесь и "Роза Хутор" помогает, и несколько сочинских предпринимателей, которые на свои деньги собираются строить дома и фермы для переселения этой станицы. В целом проект реализуется не нами: мы предоставляем территорию  и частично строим инфраструктуру.

Но это мой энтузиазм, а не работающая система. Если мы говорим про Россию в целом и хотим, чтобы эти точки роста состоялись, должен быть механизм привлечения и удержания энтузиастов, хорошо понимающих, что они хотят сделать и чем занять туристов. Это могут быть деньги ФЦП или государственный фонд, который должен наполняться федеральными деньгами и быть открытым для любых пожертвований, в том числе частных. Но государство должно взять на себя лидерство и планирование.

Механизм ФЦП в том виде, каком он существует, вы считаете эффективным? Надо ли что-то менять?

- Первые два-три года происходило взаимное обучение. Инвесторы осознавали, что у них должно быть, чтобы они квалифицировались для получения ресурсов. А государственные структуры учились, как проверять независимые инвестиции, как их соотносить и т.п. Сейчас программа наконец-то устоялась. Все участники научились ей правильно пользоваться. Поэтому, безусловно, надо продолжать. Но я бы не расширял список проектов, которые может вести один регион.

Для каких проектов вы сами воспользовались ФЦП? Вы удовлетворены тем, что получили?

- В проекте "Завидово" мы с ее помощью построили два участка дороги, строится еще один. В "Ярославском взморье" – это берегоукрепление, проведение газа и частично дорожная сеть, которая выходит к средствам размещения и берегу Волги. И самое главное – несколько лет назад за счет средств ФЦП по туризму мы построили "зеленую" стоянку для круизных теплоходов.

В программе есть четкое ограничение – на твои 2,3 рубля выделяется один бюджетный рубль. "Ярославское взморье" уже не может претендовать на деньги ФЦП, так как лимит финансирования уже получило, а "Завидово" может, так как мы сделали очень большие собственные инвестиции. Здесь рассчитываем еще получить средства на берегоукрепление и, возможно, на часть дорожной сети.

Получается, что для небольших проектов, особенно строящихся там, где есть ограничения по экологии, программа не годится.

- Если есть ограничения по экологии и проект маленький, то зачем туда тянуть газ с дорогами, прокладывать магистральную канализацию? В таких проектах роль ФЦП непонятна. Потом надо смотреть на отдачу – заполняемость, круглогодичность. Отдельно стоящая база отдыха, как правило, нерентабельна. Их создают в основном подвижники, которые в силу каких-то причин любят то или иное место.

Когда турбаза работает три-четыре месяца в году и там живут до 30-40 человек, пусть даже 100, она может функционировать только на уровне семейного бизнеса. Если вы выберете самые красивые места, но до каждой базы нужно протянуть 20-30 км дороги, никакая страна с этим не справится. Либо они уже должны быть в доступных местах, либо надо заранее предполагать, что проезд будет по проселочной дороге, что тоже совсем неплохо. Это нормальный экологичный подход. Солнечная батарея, локальная очистная система – все хорошо, аккуратно. То есть нельзя построить такую экологическую штуку, а потом требовать у государства 20 км асфальтированной дороги. Это должно описываться какой-то другой программой, возможно, грантовой, о которой я уже говорил, но это не для ФЦП, которая нужна для системных вещей.

В последние два-три года государство очень сильно повернулось к внутреннему и въездному туризму. Какая поддержка государства вам как бизнесмену, который вкладывается в туристскую сферу, больше всего нужна?

- Чтобы было больше инвестиций непосредственно в реальную инфраструктуру, ключевая ставка рефинансирования должна быть ниже. Сейчас стоимость капитала в России запредельно высокая. Ключевая ставка в 9-10% при инфляции 3,5-4% - такого нет нигде в мире. Что государство могло бы сделать – это понизить ставку до 4-5%, что дало бы рост промышленности и инфраструктурных проектов, в том числе туристических. Это вышибло бы спекулятивный капитал и позволило бы вздохнуть реальному сектору.

Вы думаете, снижение ставки реально могло бы снизить цены на услуги в сфере туризма и привлечь потребителей?

- Мы, и туротрасль в том числе, конкурируем на внешних рынках. Если стоимость капитала в Европе 3-4%, а у нас 12 и выше, то что бы ты ни начал делать в инфраструктуре, ты проигрываешь конкурентную борьбу уже на старте. Так как у тебя проекты длинные, не однолетние, со сроком окупаемости в 10-15 лет. Стоимость капитала 3% и 13% - это несоизмеримые вещи.

Что касается цен, укрепление рубля в этом году составило 20%. Турист на основе этого принимает решение о поездке. Если ключевая ставка высокая, предприниматель обязан заложить ее в стоимость и перенести на потребителей. Отсюда и цены улетают вверх. Может быть, они и не стали бы намного ниже, но проблема в том, что по-настоящему серьезных инвестиций никто не будет делать при такой ставке. Например, в "Роза Хутор" инвестиции уже сделаны, цену на размещение определяет рынок. Но если кто-то захочет построить курорт рядом, он не будет строить, пока стоимость капитала такая высокая. Для инвесторов это бессмысленно. Приток инвестиций в развитие инфраструктурных проектов будет всегда намного меньше при такой стоимости капиталов.

Продвижение и PR-поддержка туризма, которыми сейчас активно занято государство, не так важны?

- Это все хорошо. Плюс нужна программа визовой поддержки – безвизовый въезд на 72 часа, например, в Сочи. Проекты субсидирования разницы между ставкой коммерческих банков и ставкой ЦБ. Все эти вопросы перечислены в материалах любого форума по туризму. Но системно, где у нас тяжело и проигрышно – это ключевая ставка. Разрыв между инфляцией и ключевой ставкой не должен быть таким большим.

У вас есть планы новых проектов в сфере туризма?

- Наши проекты настолько масштабные, и неосвоенная территория настолько огромная, что я буду следовать своей идее концентрации на уже существующих.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще