Интервью

28.11.2016 17:42

Александр Сирченко: "Крупные туроператоры способны помочь регионам привлечь туристов"

Автор: Катерина Рыжова

Чего ждать турбизнесу от прихода крупных туроператоров в регионы, как регионам развивать внутренний туризм, и каковы перспективы курортов Северного Кавказа, порталу "Интерфакс-Туризм" рассказал заместитель генерального директора туроператора "TUI Россия" по работе с органами власти Александр Сирченко.

Александр Сирченко

Фото: TUI Россия

В этом году TUI объявил о сотрудничестве с рядом регионов в развитии туризма. В чем будет состоять эта работа, каких регионов коснется?

- TUI подписал соглашения о развитии в сфере туризма с двенадцатью российскими регионами. Это не значит, что мы сразу начнем отправлять туристов туда или оттуда. Хотя с некоторыми субъектами мы действительно открываем совместные маршруты: например, Шерегеш (Кемеровская область), Челябинская область, в которых мы ставили полетные программы в Сочи этим летом. Калининград, Золотое кольцо – это те регионы, куда мы уже везем туристов.

Основная цель в том, чтобы такой крупный туроператор, как TUI, выходил в регион, принося свои стандарты, свой опыт. Это в какой-то степени дисциплинирует и местный бизнес. Мы зачастую выступаем как эксперты, можем оценить приемлемость маршрутов, которые существуют на территории субъекта. Ведь бывает, что разработанный маршрут остается невостребованным из-за плохого финансового планирования или невысокого качества услуг. И для этого мы заходим в регион, анализируем его потенциал, оцениваем маршруты, которые уже существуют или которые создаются с нашей помощью.

В Поволжье мы участвовали в экспертизе, давали оценку, поясняли, каким должен быть маршрут. Потом доработанные проекты регион представил в Минкультуры, где маршруты были оценены как очень качественные.

Помимо этого, наше сотрудничество с регионами предполагает проведение совместных мероприятий, инфотуров, когда мы привозим турагентов посмотреть новый для них регион, различные совместные маркетинговые активности.

Когда крупная компания приходит в регионы, это часто вызывает недовольство местного бизнеса. Приходится сталкиваться с противодействием?

- Иногда местные туроператоры – как правило, небольшие фирмы – боятся прихода крупных международных игроков. Однако появление крупной компании в регионе не несет опасности региональному турбизнесу, напротив, это открывает новые возможности. Ведь крупный туроператор не будет самостоятельно организовывать работу внутри региона, ему нужна принимающая компания, которая будет предлагать наземное обслуживание. И мы, в свою очередь, предлагаем им свой туристический продукт, который они будут продавать. Фактически мы создаем новые возможности, а в некоторых случаях еще и обеспечиваем регион большой сетью распространения информации. Регион уже получает бесплатную рекламу и т.п.

С точки зрения туроператора с международным опытом, какие системные вопросы необходимо решить российским регионам для развития и роста внутреннего и въездного турпотока?

- Первоочередное, конечно, развитие туристской инфраструктуры в широком понимании – отельной, транспортной, коммунальной. Во многих регионах ее нужно выстроить заново. Нужна для этого и поддержка государства: предоставление субсидий из бюджетов всех уровней либо создание условий, позволяющих бизнесу самому делать все необходимое.

Качество оказываемых услуг нужно повысить. В том числе путем проведения классификации отелей и других средств размещения. Иначе ты не понимаешь, в какой отель ты едешь, чего ждать и почему это стоит столько, сколько стоит. А если говорить дальше, то классифицировать нужно и пляжи, и горнолыжные трассы.

Обучение, подготовка квалифицированных кадров – это очень слабое место в регионах. Например, тот же Кавказ. Есть понятие "гостеприимство" — там оно реализовано на высшем уровне. Но есть понятие качество сервиса – это несколько разные вещи. На Кавказе каждого туриста готовы принять как гостя: накормить, напоить и т.п. Но ты для них гость, а не клиент как таковой. Но если человек платит за услугу, он хочет иметь больше выбора за свои деньги: например, шведский стол, а не шашлык и т.п. Поэтому подготовка кадров, умение качественно обслуживать людей, так, чтобы они возвращались отдыхать не раз — это очень важно.

И не стоит забывать о вопросах, связанных с маркетингом и продвижением. Регионам нужно рассказывать о себе, научиться предлагать себя туристу.

В последнее время туристы чаще обращают внимание на российский Кавказ. Как вы оцениваете перспективы курортов этого региона?

- Курорты Северного Кавказа мы можем назвать перспективными. Компания TUI принимала участие в информационном туре, организованном Минкавказом. Все его участники воочию убедились, что регион имеет большой потенциал роста, хотя россияне пока мало знают об этом направлении.

По территории Северного Кавказа пролегал Великий Шелковый Путь, на его пути образовывались города и крепости, это внушительное историческое наследие. Местные гиды могут бесконечно рассказывать об историческом значении своего региона и многообразии национальностей. В каждом из регионов Северного Кавказа можно найти гостиницу 3-4*, самый высокий уровень обслуживания предлагают в столице Чечни, в комплексе "Грозный-Сити". Но основные достопримечательности Кавказа расположены в горной местности.

В каждом регионе было что-то интересное, трудно что-то выделить. В Дагестане – древний город Дербент с ханским дворцом, в Нальчике – прелестный городской парк с красивой набережной, в Ингушетии – эпохальные родовые башни среди гор и потрясающие пейзажи перевала Цей-Лоам и многое другое. И конечно, кавказская кухня, о которой можно слагать легенды.

Что бы хотелось улучшить, так это пропускной режим на границах между республиками. Туристов, выезжающих на экскурсии в соседние республики, могут смутить блок-посты с военизированной охраной и проверкой документов. Правда, такие проверки для туристов скорее формальность. Но вопросы безопасности все равно остаются одним из сдерживающих факторов.

Потенциал этих регионов, к сожалению, пока не используется в полную силу. Чтобы турист туда поехал, должны быть полностью решены вопросы безопасности, транспортной доступности, инфраструктуры, качества обслуживания.