- Павел Александрович, каковы, на ваш взгляд, наиболее перспективные стороны Пермского края как туристического направления?

- Когда мы начинали заниматься развитием туристической сферы, прошло много встреч с профессионалами рынка. Кто-то считал, что нам стоит развивать туризм на основе истории региона, кто-то – на основе культуры. Говорили, что знаковым для Перми и Прикамья должен стать наш оперный театр, который славится балетной труппой и историей. Кроме того, у нас есть еще много интересного: событийный туризм, агро – и географический туризм. Или, например, неплохой санаторно-курортный комплекс.

Министерство физической культуры, спорта и туризма готово поддерживать разные направления, но сегодня мы все больше склоняемся к мысли, что "изюминкой" края должен стать активный отдых. Природа, расположение региона, ландшафт: все это благоприятствует водным, пешим, мотопутешествиям, прогулкам на снегоходах. Это направление, на мой взгляд, может стать локомотивом развития туристической отрасли Прикамья.

Сейчас мы пытаемся занять эту нишу. В частности, для этого в 2015 году провели форум "Перспективы развития активного туризма в России и мире". Надеемся, что он станет регулярным.

- Какие проекты и фирмы поддерживает региональное министерство физической культуры, спорта и туризма?

- Мы сотрудничаем с двумя десятками компаний, которые занимаются популяризацией внутреннего туризма. Министерство оперирует бюджетными средствами, так что поддержка туристического бизнеса четко регламентирована. На мой взгляд, основная помощь, которую можем оказывать операторам и агентам, работающим на въездной и внутренний туризм, — это реклама. Этим, например, занимается Туристский информационный центр.

Есть несколько направлений, которые мы поддерживаем. В частности, к ним относятся новации в сфере туризма. В 2015 году, например, поддержка была оказана компании "Северный Урал", которая ставит домики по одному из пешеходных маршрутов. В этих домиках любой идущий может остановиться, обогреться, зарядить средства связи, переночевать. Модуль рассчитан на четыре человека.

- Готова ли инфраструктура Пермского края, в частности, гостиничный бизнес, к тому, чтобы в регион приезжало больше туристов?

- Если говорить о краевой столице, то сегодня гостиничный фонд справляется, и готов принимать еще больше. Другое дело, что как раз туристам, которые хотят двигаться, что называется, в глубинку, негде остановиться. Тем же сплавщикам, наверняка, нужны гостевые дома с электричеством и водой. Понятно, что люди едут для знакомства с дикой уральской природой, но, тем не менее, комфортные условия нужны.

Поэтому сегодня мы работаем над программой "Пермь Великая", которую планируется реализовать в 16 муниципальных образованиях. Проект вошел в федеральную целевую программу по развитию внутреннего и въездного туризма и направлен на создание инфраструктуры гостеприимства – баз, гостевых домов и агротуристических объектов. Мы пытаемся расширить географию путешествий по краю, чтобы туристы могли побывать за пределами Перми.

Желание участвовать в проекте уже выразили 32 инвестора. Общая сумма инвестиций – порядка 3 млрд. рублей. Финансирование ведется по схеме "70 на 30", то есть большая часть – частные инвестиции, примерно 2,1 млрд. рублей. Оставшееся – государственное финансирование, львиная доля которого приходится на федеральные средства, а также региональные и муниципальные бюджеты. Мы надеемся, что за несколько лет эта программа утроит турпоток в регион.

Особенность нашей программы в том, что в ней могут участвовать все муниципалитеты, которые захотят и найдут инвестора. Мы рассчитываем подготовить первый пакет на получение федерального финансирования к весне 2016 года.

Помимо "Перми Великой", в федеральную целевую программу вошли авиационный фестиваль "Крылья Пармы" и фестиваль синтеза истории и современности "Строгановская седьмица". Оба мероприятия были включены в национальный календарь событий. О "Строгановской седьмице" могу сказать, что это инициатива пермского отделения союза туриндустрии России, которая была поддержана Ростуризмом.

- Существуют ли проекты, которые могли бы стать брендом региона?

- Самый главный наш бренд – это река Кама и все ее притоки. Так или иначе, каждый турист, приезжающий в Пермский край, будет с рекой Камой взаимодействовать. Это не только сплавы, но и рыбалка, отдых в санаториях, посещение городов Прикамья.

Нам есть, что предложить и иностранным туристам. Например, маршрут "Великий чайный путь", ключевыми местам которого являются Кунгур и Пермь. Эти города стояли на маршруте, протянувшемся от Китая до Европы. В свое время Кунгур назывался чайной столицей России, чем жители очень гордятся до сих пор. За пять дней путешествия по Пермскому краю туристы посещают самые "чайные" достопримечательности, изучая традиции гостеприимства уральского населения, а также "околочайные" производства – самовары, сладости, ложки. Экскурсия ведется не только на русском, но и на английском и немецком языках.

Благодаря пермскому Союзу туриндустрии Пермский край попал в программу "Красный туризм". Он рассчитан на гостей из Китая, которые знакомятся с достопримечательностями и знаковыми местами, связанными с историей коммунистических партий Китая и СССР. Программа и ее детали сейчас прорабатываются. Необходимо, в частности, сертифицировать гостиницы и рестораны, желающие войти в число принимающих китайцев по системе China Friendly. Она предполагает наличие переводчиков и китайской кухни. Сейчас решаем эти вопросы. Могу сказать, что есть бизнесмены, которым интересно развитие хорошей китайской кухни.

- В 2015 году была учреждена туристическая премия "Посол Пермского края". Что это такое и каковы ее перспективы?

- Премия "Посол Пермского края" уникальна. Никто больше в России подобного не делает. Она родилась по инициативе руководителя рекламной группы "Озон" Олега Ощепкова. Он высказал идею, что неплохо было бы отметить тех, кто вкладывается в развитие туризма в Прикамье. Мы разработали девять номинаций, от личных до коллективных: "лучший туристический оператор", "лучший маршрут", "гостеприимство", "организация в сфере культуры и образования", "журналист и блогер", "мультимедиапроект", "издательский проект", "события регионального и международного уровня".

Всего на конкурс было подано около двухсот заявок. Предварительная работа в основном велась в медийном пространстве, где обсуждались заявки, претенденты. Премия абсолютно неполитическая. Ее призом стала статуэтка в виде радужного медведя (изображение медведя украшает герб и флаг края, символизируя главное животное культов коренных народов Прикамья – ИФ), который олицетворяет многогранность региона.

Были предложения наградить промышленные и образовательные учреждения, но в итоге экспертное сообщество решило, что премия будет посвящена тем, кто пишет про Пермский край, лучшим музеям, отелям. Мы, кстати, рассчитывали, что будут заявки и от рестораторов. В прошлом году такого не случилось, но надеемся, что в 2016-м они поучаствуют.

Могу сказать, что все победители знаковые. Лично для меня, как члена жюри, самой сложной номинацией стал выбор между туроператорами "Валида" и "Кумир". Обе компании давно работают на пермском рынке, обе достойны награды. Было тяжело между ними разрываться.

Как пермяк и поклонник пермского балета, я абсолютно согласен с тем, что "Дягилевский фестиваль" (мероприятие ежегодно собирает тысячи поклонников балета и оперы из России и мира – ИФ) получил премию.

В следующем году премию ожидают нововведения. Как я уже сказал, нам бы хотелось, чтобы и ресторанный бизнес поучаствовал в ней. Может быть, появятся спортивные номинации. Сейчас Прикамье – это площадка для спортивных мероприятий международного уровня. Кроме того, награды достойны наши известные спортсмены. Например, в России многие знают баскетбольный клуб "Урал-Грейт" и пермский ФК "Амкар".

Мы за то, чтобы премия совершенствовалась с учетом пожеланий экспертного сообщества и пермяков, и планируем на следующий год сделать ее более масштабной.