Дэвид Дженкинс

- Еще 2-3 года назад гостиничные операторы, включая Carlson Rezidor, были очень оптимистично настроены в отношении своего дальнейшего развития в России. Что происходит сейчас?

- Мы продолжаем быть оптимистами. У нас почти 60 отелей в России, странах СНГ и Прибалтике. Carlson Rezidor – лидер рынка. Порядка двадцати объектов в регионе находятся на различных стадиях проектирования и строительства. Могу сказать, что рынок изменился, но частично это может объясняться взглядом инвесторов. Инвесторы должны иметь возможность рефинансирования, получать кредиты, чтобы строить отели, а сегодня это стало сложнее. Например, выросли ставки по кредитам, возможно, недостаточно средств для финансирования, что замедляет сам процесс строительства.

Тем не менее, мы рассматриваем возможности открытия отелей в тех регионах России, где еще нет нашего присутствия. Например, на Дальнем Востоке. Что касается текущего портфеля — мы с оптимизмом смотрим на Санкт-Петербург, где бурно развивается внутренний туризм. У нас достаточно отелей в Сочи, и мы оптимистичны в отношении результатов их деятельности.

- Каким образом текущий кризис, девальвация рубля сказались на результатах деятельности отелей группы Carlson Rezidor?

- На рынок влияют несколько факторов, и девальвация рубля лишь один из них. Например, российские отели оказались для иностранных туристов очень доступными – при обмене долларов, евро или фунтов, китайских юаней или индийских рупий. Однако в ход вступают другие факторы, включая политические и т.д. — стало меньше гостей из Европы и США. То есть, с одной стороны, девальвация могла бы привести к росту и в больших объемах, если бы она произошла сама по себе, но другие факторы это нивелировали. С другой стороны, мы видим замещение иностранных туристических потоков, так как выросло число путешественников из Азии: Китая, Индии, Ирана. Если мы возьмем Москву, Санкт-Петербург, то результаты работы наших отелей в этом году даже лучше, чем в прошлом.

Если вы посмотрите на Сочи, то и там замечательные результаты – текущая политическая и экономическая ситуация стимулируют внутренний туризм, и это положительно отразилось на отелях в Сочи. Внутренний туризм растет по разным причинам: кому-то запретили выезд за рубеж, кто-то не может позволить себе зарубежные поездки из-за девальвации рубля. Люди начали ездить по стране. У компании Carlson Rezidor в Сочи и Санкт-Петербурге 12 отелей, и для них год был просто замечательным. В том числе, благодаря росту числа туристов из Китая в Петербурге. В Сочи доминирует внутренний туризм, и город пока не принимает такое же большое число китайских гостей, но кто знает, что будет дальше.

Давайте посмотрим на статистику – количество россиян, которые путешествуют в новогодние каникулы. Два года назад 150 тысяч россиян выезжали за рубеж на Новый Год. В этом году ожидается лишь 30 тысяч. Что будут делать 120 тысяч россиян в этом году? Поедут на свои дачи или в Сочи? А может быть, они посетят Москву или Санкт-Петербург? Мы совершенно четко видим преимущества для наших отелей. Но я думаю, что когда экономическая ситуация стабилизируется, когда политика не будет иметь такое сильное влияние на бизнес, люди будут ездить за рубеж, но и внутренний туризм будет продолжать развиваться. Население России — больше 140 миллионов. Внутренний туризм должен развиваться не потому, что люди должны путешествовать по стране, а потому, что они хотят это делать. Если вы посмотрите на Лондон, то большинство приезжающих в город – это гости из самой Великобритании, которые хотят посмотреть столицу.

- У Carlson Rezidor есть отели в городах, которые будут принимать матчи ЧМ 2018. Каковы ваши ожидания от этого события?

- Всегда существует предположение, что мероприятия такого рода привлекут большой бизнес в эти города. Но что происходит? Туристы, которые в обычной ситуации приехали бы в город, не сделают этого именно из-за того, что там проходит мега-событие. Они думают, что будет либо слишком дорого, либо слишком многолюдно, а может быть, аэропорт будет перегружен. То есть те люди, которые могли бы поехать в Сочи или Санкт-Петербург, возможно, отменят свои поездки, а это означает, что одна часть бизнеса может ожидать сокращения, а другая, которая непосредственно связана с проведением футбольных соревнований, вырастет.

В качестве примера приведу Бразилию, Рио-де-Жанейро, который стал главным выгодоприобретателем в ходе последнего ЧМ. Бизнес там значительно вырос, так как город был центром проведения мероприятия, там размещались команды, располагалась штаб-квартира ФИФА, пресс-центр и спонсоры. В то же самое время другие города не получили ожидаемого бизнеса, так как люди ехали в Рио. Салвадор, возможно, тоже выиграл, поскольку там прошли наиболее интересные матчи с участием команд Испании, Нидерландов, которые привлекли многочисленных болельщиков. Конечно, многое зависит от команд, от того, где какая из них базируется. Команды из Германии или Англии, всегда привлекают болельщиков.

В период проведения ЧМ 2018 Москва, без сомнения, будет в выигрыше как главный город соревнований. Здесь два больших стадиона, здесь будут тренировочные базы, многие болельщики приедут именно в столицу. Думаю, что Санкт-Петербург тоже покажет хорошие результаты, если услуги не очень сильно подорожают. Дело в том, что город имеет относительно развитую инфраструктуру: аэропорт, стадионы, отели, исторический центр города. И можно предполагать, что болельщики задержатся там еще на 2-3 дня. То же касается Сочи: инфраструктура, отели, погода определенно привлекут гостей. Многие команды с удовольствием захотят разместиться в Сочи, но тогда это может сказаться на обычном летнем бизнесе, который, может быть, будет вынужден переместиться в другие регионы. То есть, в Сочи одни потоки гостей на период проведения ЧМ могут быть замещены другими.

Что касается других городов, я боюсь, что мы не можем ожидать для них столь же большой выгоды. Потому что люди будут прилетать, в основном, на матч и потом возвращаться в свои города. Но при этом, отели при аэропортах могут показать хорошие результаты, если говорить о транзитных туристах.

- У Carlson Rezidor будут отели во всех российских городах, где будут проходить игры ЧМ 2018?

- Carlson Rezidor уже управляет отелями более чем в половине городов, которые будут принимать у себя матчи ЧМ 2018 — в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Екатеринбурге, Волгограде, а также Калининграде. В Самаре, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и Саранске мы готовы рассматривать присутствие при наличии необходимых условий.

Когда мы открываем отель в том или ином городе, мы смотрим на все факторы. Проведение крупного мероприятия может рассматриваться нами только как некий бонус. Мы подписываем контракты на управление отелями на 20-30 лет, и поэтому нам важно видеть устойчивое экономическое развитие региона. Но если в городе из-за мероприятия появляется слишком много отелей, это уже не может быть бонусом, поскольку внезапно ваша компания оказывается среди многих конкурентов.

Например, когда было принято решение ФИФА по проведению чемпионата в России, все сразу заговорили о том, что надо строить отели: например, 20 отелей в Самаре. Но что будет с этими 20 отелями после чемпионата, они будут стоять пустыми? Нужно смотреть на имеющиеся в стране отели, стадионы и прочее, и планировать свое мероприятие, исходя из их наличия, а не наоборот.

- Как развивается гостиничная индустрия в России?

- О главном тренде я уже говорил – это развитие внутреннего туризма, который несет серьезные преимущества для многих отелей и регионов. Вторым я бы назвал рост азиатского бизнеса. Например, в отеле Park Inn by Radisson Прибалтийская в Санкт-Петербурге мы даже открыли китайский ресторан, поскольку в этом отеле много китайских туристов, которые хотели именно китайскую еду. То есть, мы меняемся в соответствии с изменениями рынка. Также мы стали привлекать больше российских экспертов на ключевые управленческие позиции. А это означает, что у нас работает меньше иностранных специалистов, так как появляется все больше и больше квалифицированных российских кадров. Кроме того, особый фокус мы сделали на развитие руководителей-женщин в наших отелях. Для нас, как для оператора, это очень важно в глобальном смысле, так как это является частью нашей программы "Женщины-лидеры" (Women in Leadership). В России много талантливых менеджеров-женщин. Это важный тренд, который мы поддерживаем.

Я также могу отметить важную роль государства в развитии гостиничного бизнеса, в том числе. К примеру, многие мероприятия в Сочи, и не только Формула-1, но и MICE, проходят при поддержке и по инициативе государства. И это очень хорошо, поскольку государство старается помочь Сочи. Мы также видим, что многие мероприятия при поддержке властей проводятся и на Дальнем Востоке, например, инвестиционный форум. Они помогают привлечь внимание к таким городам, как Хабаровск и Владивосток. А когда такое происходит, у инвесторов возникает интерес к строительству новых отелей. Это важная стратегия. Вы, наверное, также заметили развитие игорных зон, например, в Приморском крае, к которому приковано внимание.

Carlson Rezidor Hotel Group является одной из крупнейших гостиничных компаний в мире. Портфель группы объединяет более 1370 действующих и строящихся отелей на 220 тыс. номеров в общей сложности, расположенных в 110 странах мира. Портфолио Carlson Rezidor включает такие бренды как Quorvus Collection, Radisson Blu®; Radisson®; Radisson RED, Park Plaza®; Park Inn® by Radisson и Country Inns & Suites By CarlsonSM. Штат сотрудников, работающих в компании Carlson Rezidor Hotel Group и отелях под её управлением, насчитывает порядка 85 000 человек. Корпоративные офисы компании находятся в Миннеаполисе, США и в Брюсселе, Бельгия.

Carlson Rezidor является лидирующим международным гостиничным оператором в России, странах СНГ и Прибалтики – под ее управлением находятся 77 действующих и строящихся отелей на более чем 18 400 номеров.

В России Группа Carlson Rezidor является крупнейшим международным гостиничным оператором. Компания управляет 34 гостиницами на более чем 9 500 номеров.