Интервью 25 января 2010 г. 16:16

"Дельфин": "Туроператорам по массовому отдыху в России придется решительно перестраивать свою работу"

"Дельфин": "Туроператорам по массовому отдыху в России придется решительно перестраивать свою работу"

Генеральный директор компании "Дельфин" Сергей Ромашкин:

"Дельфин": "Туроператорам по массовому отдыху в России придется решительно перестраивать свою работу"

- Операторов, отправлявших россиян на курорты Черноморского побережья, всегда было в несколько раз меньше тех, кто предлагал отдых за рубежом. Однако в ближайшие годы их может стать еще меньше: рентабельность бизнеса падает, клиенты уходят в Интернет.

За прошлый год рентабельность деятельности туроператоров по внутреннему курортному туризму снизилась вдвое. Причина – в 20-30% уменьшении спроса и, как следствие, изменении схемы сотрудничества с отелями, санаториями и пансионатами.

Раньше операторы брали на себя очень много рисков. Доля "жестких блоков", т.е. мест, за которые туроператор должен заплатить вне зависимости от того, проданы они или нет, составляла 50% и выше. Взамен туроператоры получали от здравниц и отелей низкие цены, что позволяло повышать или понижать стоимость путевок в зависимости от спроса. Но как бы ни складывался низкий сезон, летом туристические компании очень хорошо зарабатывали. Прибыль позволяла туроператорам развиваться в соответствии с растущим спросом.

С приходом кризиса операторы договорились с директорами здравниц о смягчении договорных условий, но вместе с тем потеряли инструмент для регулирования цен. Теперь туроператоры получают в здравницах комиссию в 15-20%, которой они должны поделиться с агентствами.

Агентское вознаграждение также возросло в среднем с 10% до 12,5%. Свою роль сыграло стремление туристических компаний повысить продажи. Все лето туроператоры проводили различные акции, по которым давали агентствам комиссию до 15%.

Таким образом, все, что сейчас остается оператору - 5-8% от комиссии пансионата или здравницы. В таких условиях неэффективные туроператоры, те, кто зарабатывал на дефиците мест в высокий сезон, вынуждены будут уйти, останутся те, кто сможет работать на падающем профицитном рынке.

На сокращение туроператорского рынка влияет и рост прямых продаж, которые в курортных отелях в прошедшем году выросли в 1,5-2 раза, достигнув 15-20% в общей загрузки отелей. Если туроператоры потеряли 20-25% объема, то отели - 10-15% к уровню 2008 года.

Разница, то есть 10%, - это и есть так называемые "дикари", неорганизованные туристы. Претензий к туристам или отелям у нас нет: каждый из них снижал в кризис свои издержки. Туристы купили тур напрямую, чтобы сэкономить, отель дал им на путевку не операторскую скидку в 15-20%, а 5-7% или вовсе ничего не дал. Скорее всего, рост прямых продаж сохранится, поскольку электронная коммерция повсеместно наращивает объемы.

Но не все так безнадежно для туроператоров. Как вариант, можно рассматривать открытие какого-нибудь максимально эффективного бизнеса, основанного на очень низкой комиссии. Например, создание электронной площадки, где туристы смогли бы купить номер в здравнице, или - что сейчас более актуально! - открытие прямых продаж физическим лицам.

Тем более, что вынужденные продажи по ценам здравниц, которые, с одной стороны, привели к снижению рентабельности туроператорского бизнеса, с другой стороны, будут способствовать росту объемов туроператоров: за одинаковые деньги у туроператоров туристы получит дополнительный сервис по организации отдыха.

Я уверен, что многие из тех туристов, кто сэкономил на сервисе в трудное для себя время, с окончанием кризиса обязательно вернутся к нам. Туроператор дает туристам широкий ассортимент, наглядность выбора, полный пакет услуг, включая размещение, дорогу, страховку и т.д., а также быстроту покупки тура, платежный сервис, фингарантии исполнения тура.

Наконец, никто, начиная бизнес, не рассчитывает на то, что он просуществует сто лет. Из ста первых компаний, работавших в США в 50-е годы, в 2005 году продолжали работать единицы.

В любом случае, даже если мы будем отдавать отелям, как и в этом году, по 10% рынка в год, у нас есть еще 5-6 лет, прежде, чем с цветами и шампанским мы проводим на отдых последнего туриста. Думаю, за это время мы найдем решение.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще