Республика Крым и город Севастополь в марте этого года стали частью России и теперь Крым имеет все шансы стать главным курортом страны. Однако, став новым субъектом России, Крым столкнулся с проблемой наполнения туристами, т.к. ранее более 60% туристов приезжали на отдых в Крым из других регионов Украины, и конкуренция с курортами Краснодарского края только обострилась.

Самое сложное – добраться

Очевидным и, пожалуй, главным препятствием в этом году, о котором в первую очередь говорят представители и бизнеса и властей Крыма, стала транспортная проблема. Она, по их словам, способна сорвать сезон на полуострове, ведь 90% отдыхающих приезжали на полуостров авто- и ж/д транспортом. Так, 72 пассажирских поезда, которые прибывали в Крым каждый день в прошлом сезоне, привозили 35 тыс. туристов, большую долю которых составляли украинцы. Теперь после отмены этих поездов добраться до Крыма можно тремя способами.

Билет из Москвы до Симферополя и обратно стоит примерно от 6,8 тыс. руб. на самолетах первого российского лоукостера "Добролет", есть и билеты дешевле, но их количество на каждый рейс минимально и на все лето они уже раскуплены. Билеты на рейсы "Аэрофлота" составляют 7,5 тыс. руб., но на лето почти все они раскуплены, несмотря на 12 рейсов в день. У других авиакомпаний билеты на рейсы из Москвы составляют сейчас примерно от 13-14 тыс. руб. Летают в Симферополь самолеты и из других российских городов. При этом из многих регионов тарифы субсидируются государством.

Тех, кто самолету предпочитает поезд, может купить единый билет и по нему доехать на поезде Москва – Краснодар или Москва – Анапа, далее добраться на автобусе до Керченской паромной переправы, по которой перебраться в Крым и далее на автобусе доехать до одного из курортов Крыма. Стыковки между различными видами транспорта минимальны. Стоимость билетов на поезд составляет от 2,3 до 5,4 тыс. рублей в один конец, а единый билет на автобус и паром от 150 до 830 рублей.

И, наконец, последний способ для тех, у кого много времени. Мало того, что дорога на машине, например из Москвы, в порт "Кавказ" займет около 30 часов, так водителям еще предстоит постоять в очереди на паром до Керчи. По словам местных жителей, на майские праздники люди стояли в очереди сутки, позднее, в июне, время ожидания в очереди из Краснодарского края в Крым составляло от 2-х часов. К слову, бензин в таком случае водителям обойдется в сумму около 7 тыс. рублей, билет на паром для автомобиля – 1190 рублей, а для взрослого – 162 рубля.

Событийный туризм Севастополя

Севастополь – город с особым статусом. И это касается не только того, что теперь он является самостоятельным субъектом РФ, и того, что это город-герой, подвиг которого трудно переоценить. В данном случае речь идет о том, каким городом он является для туристов и каким потенциалом, по словам администрации, обладает.

"Севастополь традиционно был не столько курортным, сколько туристическим городом. Туристов сюда привлекает не только отдых у моря, но и возможность познакомиться с настоящим музеем под открытым небом. Именно интерес к истории дает городу возможность развивать круглогодичный туристический сезон", — отметила начальник управления инфраструктуры, туризма и международного сотрудничества Севастопольской городской государственной администрации Наталья Коломина.

Тема войны сквозит здесь везде. Об истории двух оборон, которые пережил город, напоминают каждая улочка и сквер. Напоминают об этом и мероприятия, которые проходят в Севастополе. Например, здесь состоится Севастопольский международный фестиваль искусств "Война и мир", а в конце июля состоится празднование дня ВМФ России.

Корабли, кстати, это также одна из причин, почему люди приезжают в Севастополь. Подробная экскурсия по Севастопольской бухте познакомит гостей города с кораблями и подводными лодками ВМФ России.

В топ-10 самых знаменитых и посещаемых достопримечательностей Севастополя входят Панорама "Оборона Севастополя 1854-1855 гг.", национальный заповедник "Херсонес Таврический", Музей героической обороны и освобождения Севастополя "Малахов курган", Диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.", "35-я береговая батарея", "Военно-исторический музей Краснознаменного Черноморского флота", Военно-исторический комплекс "Михайловская батарея", Завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве, Аквариум и Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.

Несмотря на большое число исторических памятников, власти Севастополя планируют развивать город не только с акцентами на исторический и событийный туризм.

Южный берег Крыма

Все помнят знаменитую фразу из фильма "Джентльмены удачи": "Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом, и – в Ялту!". Южный берег еще в советские времена позиционировался как элитный курорт – это один из наиболее благоустроенных в части береговых сооружений и пляжного отдыха районов полуострова, и Ялта здесь – один из самых дорогих городов. Как скажется на рынке недвижимости и рынке гостиничных услуг организация в Ялте игорной зоны, здесь никто комментировать не берется. Все ждут концепции, которая может появиться уже осенью 2014 года.

Тем не менее, подходить к оценке Южного берега Крыма с мерками обычных стандартов нельзя, считает соучредитель компании "Ателика" Украина Андрей Пылов.

"Если смотреть общую статистику, то большинство людей, которые выбирали Крым, делали это, прежде всего, из-за цены. Она привлекательна, и ее нельзя было получить на другом российском побережье", — отмечает А.Пылов.

По его словам, стандартная цена в Крыму гораздо ниже, чем на других побережьях Черного моря и за номер со всеми удобствами и полным пансионом начинается от 1,3 тыс. руб. с человека в сутки.

Этим параметрам соответствуют и управляющие компании, которые активно развиваются в Крыму. Они не ставят себе задачу сделать 4* и 5* отель, но стремятся сделать комфортный отель верхнего сегмента эконом-класса, где "должно быть все, но без пафоса". Такая цена может привлечь многих российских туристов из регионов.

Между тем, Ростуризм уже рекомендовал госкомпаниям направить по путевкам в Крым и Севастополь своих сотрудников за счет средств организаций. Руководитель пресс-службы Ростуризма Ирина Щеголькова еще в начале июня подтвердила, что "стоит задача заполнить всю инфраструктуру и санаторно-курортные учреждения в этом сезоне". Эту задачу поставили себе и власти полуострова и Севастополя, которые делают ставку в этом сезоне на коллективные средства размещения.

"Здравницы Крыма находят сегодня себя на российском рынке. Заключаются договора, как с российскими туроператорами, так и с промышленными предприятиями и с государственными корпорациями. Это позволяет говорить о том, что коллективные средства размещения будут функционировать в этом году и получат определенное количество туристов", — заявил замминистра курортов и туризма республики Крым Игорь Котляр.

Есть на что посмотреть

Как отмечают туроператоры Крыма, туристы, отдыхающие по путевкам в пансионатах, в основном заказывают самые разрекламированные экскурсии: на Ай-Петри, во дворцы, к

кораблям Севастополя, на дегустацию вин Массандры. Но они, порой, и не слышали, что, например, кроме предприятия Массандры в Крыму есть научно-исследовательское, учебное учреждение и производственное предприятие "Магарач", а также мадерная площадка Коктебеля, которая имеет мировое преимущество по производству мадеры. Так что винный туризм здесь вполне возможен как самостоятельный вид туризма.

Что касается ценителей природных достопримечательностей, то здесь есть, где разгуляться. Горный Крым предлагает огромное количество как однодневных, так и многодневных маршрутов. Здесь можно путешествовать как с палаткой, так и совершать однодневные радиальные выходы в горы, возвращаясь на турбазу. Например, в пешей доступности от туркомплекса "Орлиный полет" рядом с селом Соколиное находится множество достопримечательностей рукотворного и природного характера.

Любители природы и, особенно, дети придут в дикий восторг от посещения сафари-парка "Тайган" в Белогорске, где проживают 58 львов. Здесь одновременно можно увидеть в дикой природе львов и самому оставаться в безопасности. Для посетителей животные абсолютно безопасны, поскольку маршруты проложены по специально оборудованным мостам, общая протяженность которых превышает один километр.

Привлекателен Крым не только для любителей истории и природы, но и для паломников – на полуострове большое количество православных храмов и монастырей.

Крым: перезагрузка

Несмотря на то, что санаторно-курортные объекты коллективного размещения Крыма полностью готовы в этом сезоне принять туристов, власти республики затеяли глобальные изменения.

"Крым получил уникальную возможность провести глобальную перезагрузку курортов, потому что курорты это не только отели и санатории, но это, прежде всего, территории, природный ресурс и пляжи", — заявил И.Котляр.

Он пояснил, что за последние 30 лет пляжами никто не занимался, и значительная их часть была смыта. Для того чтобы провести инвентаризацию санаторно-курортных учреждений, обустроить пляжи и разобраться с лечебными курортами и выйти на конкурентный рынок, по его словам, необходимо 2-3 года.

Курорты Краснодарского края

В то время пока Крым готовится уйти в глубокую перезагрузку решать накопившиеся проблемы, туроператоры и отели Краснодарского края чувствуют себя на этом фоне довольно спокойно.

Как отмечают туроператоры, спад продаж путевок в Крым составляет от 50% до 90% по сравнению с прошлым годом, в то время как рост продаж в Краснодарский край составляет больше 90%.

Это объясняется, прежде всего, лучшей транспортной доступностью курорта. Здесь такой проблемы, как в Крыму просто не существует: недорогая авиаперевозка, большое количество поездов и хорошая автомобильная доступность. По прогнозам туроператоров, Краснодарский край в этом году останется в лидерах среди черноморских курортов. Его лидерство объясняется также инфраструктурой, которая исторически развивалась в разы быстрее.

"Если в начале 90-х годов Крым и Краснодарский край были приблизительно одного уровня по качеству номерного фонда, то спустя 10 лет последний стал развиваться активнее. И сегодня количество отелей хорошего качества в Краснодарском крае в разы превышают количество отелей в Крыму. Тем не менее, пока Крым не начнет менять свои отели, толком ничего не поменяется", — считает учредитель компании "Ателика", президент компании "Мультитур" Алексей Высоканов.

По прогнозам туроператоров, сезон в Краснодарском крае в этом году может стать рекордным. Например, только в Сочи, по словам экспертов, наблюдается рост спроса на уровне 20-25%, а по прогнозам он может достигнуть 45%. В то же время построенные в Имеретинской бухте к Олимпиаде отели могут остаться незаполненными. Причина в том, что путевки в них нужно было продавать еще в феврале. Но, то ли "головокружение от успехов" Олимпиады, то ли расчет на господдержку, привело к тому, что отели не контактировали с агентствами и вообще не думали о путевках в ракурсе предстоящего сезона. А уже в июне стали предлагать блоками, и по очень высокой цене.

В этом плане хорошо себя чувствуют недорогие курортные отели с хорошим соотношением цена-качество, где управляющие компании сделали ставку на сеть продаж. Так, почти полностью заполнен бывший сочинский санаторий «Орджоникидзе», а теперь отель «Ателика Орджоникидзе», построенный в стиле итальянского ренессанса. Изначально он предназначался для лечения и отдыха шахтеров и их семей. Тогда в нем могли отдыхать не более 180 человек. Но со временем санаторий стал популярным, особенно после 1956 года, когда там сняли фильм «Старик Хоттабыч».

Сегодня отель на 208 номеров представляет собой красивый дворцовый комплекс с благоустроенной территорией, парковой зоной со скамейками и знаменитым фонтаном «Танцующие вакханки», который, правда, пока находится на реконструкции. Тем не менее, он остается одной из достопримечательностей Сочи и памятником архитектуры федерального значения.