Идеи для отдыха 25 сентября 2018 г. 13:14

По бездорожью на перевал Дятлова

По бездорожью на перевал Дятлова
Свердловская область. Фото: Интерфакс / Александра Качалова

Безымянный когда-то перевал Дятлова на краю Свердловской области, где почти 60 лет назад при загадочных обстоятельствах погибла группа туристов, стал точкой притяжения любителей пеших походов и езды по бездорожью. Путь наверх лежит по болотам, камням и следам животных. До цивилизации пара сотен километров, а дорога непредсказуема, как здешняя погода. И не угадать, когда вернешься домой.

Свердловская область
Свердловская область. Фото: Интерфакс / Александра Качалова

Последний город на пути в сторону таежных лесов – Ивдель. В советские годы он был известен лагерями для заключенных, а теперь просто считается точкой отправления, где можно закупить продуктов и зарегистрироваться в местном отряде МЧС. В этом случае, если вы не вернетесь к контрольному сроку, вас начнут искать профессиональные спасатели.

Свердловская область
Свердловская область. Фото: Интерфакс / Александра Качалова

Несколько десятков километров от Ивделя – и асфальт сменяется мелкой щебенкой. Дорога ведет сквозь населенный пункт Полуночное, за пределами которого окончательно пропадает сотовая связь. Через пару часов по твердой, но изрытой ямами трассе путь преграждает речка Вижай. Когда-то здесь стоял одноименный поселок, но в 2010 году он оказался полностью уничтожен природными пожарами. Пепелище покрылось травой, начал расти новый лес, но и старый, сгоревший, остался торчать палками на расстоянии, сколько хватает глаз. Тем не менее, на берегу Вижая есть весьма уютные зеленые поляны, удобные для ночевки в палатках.

Свердловская область
Свердловская область. Фото: Интерфакс / Александра Качалова

Отсюда до перевала более ста километров, и они могут оказаться самыми сложными в вашей жизни. Преодолеваются пешком или на технике повышенной проходимости: внедорожниках, квадроциклах, болотоходах. Пешие туристы договариваются еще в Ивделе с местными жителями о "заброске", в итоге и до Вижая, и отрезок пути дальше все-таки проезжают на машинах. Тем, кто планирует все путешествие на четырех колесах, нужен соответствующий автомобиль и опыт езды по бездорожью. На такой дороге нечего делать без лебедки и шноркеля.

Свердловская область
Свердловская область. Фото: Интерфакс / Александра Качалова

Первым испытанием становится переезд Вижая вброд. Эта река не считается серьезным препятствием для подготовленной машины, но для подстраховки стоит заранее запастись болотниками и пешком перейти на другой берег, найдя отмели.

Свердловская область
Свердловская область. Фото: Интерфакс / Александра Качалова

Вскоре показывается следующая река, более серьезная – Северная Тошемка. Погода на Северном Урале изменчива, прогнозы смотреть бесполезно. И вы до последнего не узнаете, повезло ли с количеством воды в реках. Если нет, то автомобилю придется пройти тест на герметичность: есть вероятность, что вода будет переливаться через капот, колеса начнут отрываться от дна и сильное течение попытается унести внедорожник. И тут помогут разве что попутчики на второй машине или такие же отчаянные случайные встречные.

Свердловская область
Свердловская область. Фото: Интерфакс / Александра Качалова

Но с той же долей вероятности броды могут быть легко проходимы, и тогда довольно быстро, после еще одной речки, дорога упрется в крошечный поселок Ушма, где живут манси. Здесь тоже нет связи и электричества. Около поселка нужно свернуть налево и включить полный привод. Заблудиться очень сложно, поскольку на немногочисленных развилках кто-то заботливо развесил указатели.

Свердловская область
Свердловская область. Фото: Интерфакс / Александра Качалова

На этом пути начинают попадаться колеи и бревна, положенные поперек. Встречаются и гигантские мутные лужи, поглубже недавно пройденных бродов. Впрочем, у большинства из них твердое каменное дно, так что даже тяжелая машина, груженая запчастями, топливом и припасами, не вязнет, а бодро идет, гоня перед собой волну.

Свердловская область
Свердловская область. Фото: Интерфакс / Александра Качалова

Как бы в компенсацию сложной дороги по ее краям среди сосен и пихт белеют пятна ягеля, встречаются черничные кусты по колено и недозрелая брусника. А через несколько часов наконец-то выезжаешь к поляне на берегу Лозьвы, так называемой "базе Ильича" – перевалочному пункту и месту ночевки пеших и "конных" туристов. На краю поляны стоит добротный, но замусоренный деревянный дом для всех желающих. Ближе к реке, в которой, кстати, очень чистая и вкусная вода, есть баня.

Свердловская область
Свердловская область. Фото: Интерфакс / Александра Качалова

Наутро предстоит самый сложный и ответственный участок пути –30 километров чистого бездорожья до перевала Дятлова. Вначале все довольно просто. Устрашающие расщелины легко объезжаются, а лужи уже привычны. Вскоре появляется кедровник, там тоже есть избушка для нуждающихся в ночлеге. И вот отсюда начинается самое сложное: подъем в гору по огромным камням и корням. Машина поневоле превращается в горного козла, перескакивающего с одной каменной глыбы на другую, местами ловко маневрируя между деревьями. В этот момент становится понятно, почему все советуют брать в такую поездку побольше запчастей. Пробить бензобак, колесо или раздаточную коробку – дело случая.

Свердловская область
Свердловская область. Фото: Интерфакс / Александра Качалова

По ощущениям, подъем тянется бесконечно, испытывая прочность машины все новыми камнями. В какой-то момент начинает казаться, что хуже дороги уже быть не может. Но это не так. Небольшая передышка, камни сменяются верховым болотом, и потом снова машине приходится скакать по валунам. Зато, пока водитель теряет нервные клетки на этом подобии дороги, пассажиры могут прогуляться пешком по обочинам, собирая грибы или, если повезет, созревшие кедровые шишки.

Свердловская область
Свердловская область. Фото: Интерфакс / Александра Качалова

Спуск, подъем, еще один спуск. Кедры сменяются березами, дорогу смело перебегает гигантский заяц, а впереди появляется открытое пространство. Перевал совсем близко. И снова курумник, на этот раз еще больше, но близость цели подстегивает. Наконец-то машина вскарабкивается на плато и доезжает до одного из торчащих на вершине камней, где прибита памятная табличка. Финиш.  

Свердловская область
Свердловская область. Фото: Интерфакс / Александра Качалова

Трагическая история, из-за которой перевал стал так известен, произошла в феврале 1959 года. Тогда девять человек, в том числе руководитель группы, студент Уральского политехнического института Игорь Дятлов, отправились в многодневный лыжный поход. Ночью на горном склоне что-то случилось и туристы, разрезав палатку, полураздетые выбежали на мороз и в итоге замерзли насмерть. За эти годы было выдвинуто множество версий трагедии, но ни одна из них не является достаточно убедительной.

Свердловская область
Свердловская область. Фото: Интерфакс / Александра Качалова

История приобрела мистический оттенок и отбросила такую же мистическую тень на это место, но в реальности на перевале нет ни капли таинственности, только сильный ветер и такой красивый вид, что забываешь о холоде.

Свердловская область
Свердловская область. Фото: Интерфакс / Александра Качалова

Под камнем с памятной табличкой стоит пластмассовый короб с тетрадями, в которых все, кто покорил перевал, оставляют свои послания. Судя по ним, летом за день здесь бывает три-пять компаний.

Долго на плато находиться невозможно, да и не за чем – слишком холодно. К тому же, пора ехать обратно, чтобы засветло добраться до места ночевки. А обратный путь, как это всегда бывает, кажется и проще, и короче.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще