Уже весной 2010 года возможны серьезные банкротства на российском туристическом рынке, считают эксперты. Причина в том, что крупные компании взяли кредиты на развитие, но из-за кризиса объемы бизнеса сократились, и кредиты возвращать стало нечем.

Серьезных банкротств на рынке ждали весной, затем осенью 2009 года. Эти ожидания, однако, пока не оправдались.

Близнецы-братья

На самом деле, если не брать во внимание трудности общего характера, которые переживали все компании и которые были вызваны кризисным падением спроса на туристические услуги, 2009 год не слишком отличался от предыдущего.

В 2008 году рынок потрясли банкротства компании "Детур", более мелких по масштабу и числу пострадавших компаний "Алеа", "Либра Холидейс" и "Русадвентур". С рынка авиаперевозок ушла AirUnion.

В 2009 году обанкротились туроператоры тоже не первого десятка — "Аватур", "Альтус", "Пальма-Турс", "Трансбизнес-лайн". Ушла с рынка "КД авиа". Даже с учетом банкротства крупнейшей сети агентств "Куда.ру", которую мы также потеряли в 2009 году, счет докризисного и послекризисного года оказывается примерно 50х50.

Более того, в кризисном году все банкротства носили мягкий, цивилизованный характер. Но, как считают операторы, одно дело – продержаться в трудную минуту, а другое – работать на минимуме средств долгое время. Некоторые компании уже много лет живут в долг, а долги рано или поздно приходится отдавать.

Из-за того, что кредиты стали для многих туроператоров недоступны, кредиторами фактически стали выступать хотельеры: они продолжают предоставлять операторам услуги (т.е. принимать их туристов), хотя некоторые операторы им не платят. Но, понятно, их терпение не бесконечно.

В кризис некоторые крупные игроки не только не утратили амбиций, но, наоборот, увидели в нем возможность для расширения собственной доли рынка. В итоге основным инструментом в кризисной ситуации стал демпинг. Поэтому, если операторам по европейским направлениям удалось в этом году если не заработать, то хоть сильно не потерять, то операторы по массовым направлениям работали в убыток.

"Нет ни одного крупного оператора, который бы в этом году "заработал", — уверен президент ВАО "Интурист" Александр Арутюнов.

Одним из наиболее популярных, но при этом рискованных, направлений на российском рынке считается, например, Египет. "Это – систематически убыточное направление, — сказал на недавней конференции туроператоров в Москве председатель совета директоров "Трансаэро" Александр Плешаков. — Долг некоторых игроков исчисляется очень крупными суммами, что весной неизбежно приведет к крупным банкротствам".

Достаточно серьезные финансовые проблемы у компаний, специализирующихся на автобусном туризме, особенно детском. Выступления главного санитарного врача на тему свиного гриппа нанесли по этому бизнесу мощный, причем, совершенно не мотивированный удар. В итоге туроператоры "потеряли" часть летних каникул, а осенние и зимние – почти полностью.

Christmas – не только праздник

Заметим, что такая тревожная ситуация сейчас не только на российском рынке. Например, британские аналитики также прогнозируют, что в их стране уже нынешнюю зиму могут не пережить как минимум 200 туроператорских компаний.

По данным консалтингового центра Plimsoll Publishing, который проанализировал работу 1 тыс. британских турфирм, операторы потеряли в этом году из-за кризиса 2,1 млрд фунта прибыли. Число турпоездок, совершенных британцами за кризисный год, сократилось на 15%.

Спрос был настолько низкий, как пишет Plimsoll Publishing, что по итогам года многие или обанкротится, или уйдут под контроль других компаний. Будущий год вряд ли принесет быстрый рост: TUI и Thomas Cook уже заявили, что объем зимних бронирований у них упали на 16% и 11% соответственно.

Причем, счет банкротствам в Великобритании уже открыт. Накануне рождественских каникул вынужден был уйти с рынка оператор Globespan, в состав которого входит также авиакомпания Flyglobespan. Из-за его банкротства более 5 тыс. британских туристов не смогли выехать на отдых в канун Рождества, а еще 5 тыс. "застряли" на курортах и не смогли вовремя вернуться домой. Примерно еще 90 тыс. британцев купили просто билеты на рейсы Flyglobespan, которая уже никуда в ближайшее время не полетит.

Вообще только в ноябре-декабре 2009 года в Великобритании прекратили свое существование несколько компаний, в том числе, крупнейший ирландский туроператор, проработавший на этом рынке 35 лет!

Вероятность банкротств сильно повышается в период таких пиковых дат, как Рождество (для западного рынка) или Новый год (для российского), когда начинаются массовые вылеты туристов.

Известно, например, что в прошлый Новый год фактически на грани банкротства оказалась одна из крупных и заметных российских компаний, которой не хватало средств, чтобы рассчитаться за чартерные рейсы. Однако тогда коллапса не произошло – с деньгами помогли коллеги по туроператорскому цеху.

Что делать?

В этой связи эксперты убеждены, что туристы должны интересоваться, с одной стороны, профессиональной состоятельностью туроператора, его опытом работы на рынке, но в еще большей степени, тем, в какой страховой компании застрахован оператор, ведь именно он и будет возмещать туристам убытки в случае банкротства или более мелких проблем.

Знать страховщика "в лицо" надо еще и потому, что сам страховой рынок сейчас недостаточно устойчив и в будущем году велика вероятность ухода с рынка 200-300 страховых компаний, прежде всего, третьего-четвертого эшелона.

Напомним, сейчас все российские туроператоры имеют финансовую гарантию: от 30 до 100 млн руб. По идее, все они заинтересованы в том, чтобы получить финансовую гарантию у надежного страховщика. Однако, не секрет, что туроператоры нередко соблазняются низкими ставками, которые предлагают малоизвестные страховщики.

В отличие от туроператорского, турагентский рынок потерял в 2009 году примерно 20% своих игроков. Судя по тому, что о скандальных уходах информации нет, все они просто тихо прекратили существование: деятельность стала нерентабельной.

В будущем году эксперты ожидают дальнейшего уменьшения числа агентств. Сокращение "клиентской массы", т.е. общего числа клиентов, усилило конкурентную борьбу за них между агентствами. Ключевым критерием выбора тура в кризисный год стала цена, поэтому и для агентств основным инструментом стал демпинг. Они вынуждены привлекать клиентов, давая им скидки. Иначе, делясь с клиентами частью комиссии, которую получают от туроператоров. В результате средств на содержание офиса и персонала не остается.

Сейчас на рынке работают три вида агентств: офисы продаж крупных операторов, а также турагентства, входящие в независимые агентские сети, и собственно независимые, самостоятельные агентства.

По словам директора по продажам компании "Натали турс" Михаила Лапшина, основным трендом на агентском рынке станет развитие операторами собственной розницы, что позволит лучше управлять продажами. Еще одна тенденция — сокращение числа независимых агентств, которые из-за падения спроса будут вынуждены вступать в сетевые структуры.

Что касается независимых агентств, то выжить смогут только сильные профессиональные агентства, имеющие постоянную клиентуру. Такие компании в России есть, но их немного, к тому же с каждым годом им все сложнее конкурировать на рынке в одиночку.

Если еще недавно клиенты, по словам операторов, "шли к конкретному менеджеру", которому доверяли, и ни бренд оператора, ни даже само агентство практически не имело значения, то сейчас "клиент начинает смотреть на производителя".

"Потребители в будущем году все чаще станут обращаться в агентства, входящие в брендовые сети, — уверен А.Арутюнов.

Впрочем, как предполагают эксперты, в будущем году вообще поток клиентов в турагентствах уменьшится, зато в Интернете – вырастет. С одной стороны, все больше россиян, которые уверенно чувствуют себя не только в Интернете, но и за рубежом. Они успешно осваивают он-лайн бронирование отелей, билетов, что позволяет и сэкономить, и посмотреть то, что хочется.

Этим туристам не страшны банкротства туроператоров. Правда, если обанкротится какая-нибудь бюджетная авиакомпания, которыми так любят пользоваться самостоятельные туристы, тоже мало хорошего – здесь уж точно не будет никакой компенсации.

Любовь Ямутова, Светлана Ставцева