Комментарии 10 декабря 2009 г. 17:43

Итоги кризисного года

Год заканчивается не столь плачевными результатами, как можно было ожидать. Но до оптимизма – далеко.

По данным официальной статистики снижение объемов выездного рынка по итогам года составит 16-17%. Представители турбизнеса говорят о 17-20%. В любом случае эти показатели считаются вполне удачными: в начале года эксперты предсказывали 30-40%-ое падение выездного рынка.

2009 год начался с сокращения чартерных новогодних программ на 22% по сравнению с предыдущим годом. Этот уровень падения сохранялся все первое полугодие. Однако, начиная с июля, ситуация понемногу выправлялась по вполне понятной причине: наступило время отпусков.

"Трешки" вместо люксов

Операторы с удовлетворением констатируют, что отдых за рубежом для выезжающих россиян стал "предметом первой необходимости". От поездок отказались главным образом те, кто покупал туры по $199. Этот сегмент, по мнению операторов, потерян для рынка.

Правда, запросы тех, кто не отказался от услуг турфирм, стали заметно скромнее. Одной из самых чувствительных тенденций уходящего года стало снижение средней цены тура, как за счет сокращения продолжительности отдыха, так и за счет его удешевления: россияне снизили свои запросы на одну "звезду".

По данным аналитической службы Ассоциации туроператоров России (АТОР), до 70% туристов в этом году "настоятельно" просили в агентствах скидки. АТОР зафиксировал также общее снижение уровня потребления туристических услуг. По данным экспертов Ассоциации, в наибольшей степени пострадал сегмент "среднего класса".

"Такие туристы, которые изначально выбирали для отдыха недорогие курорты, теперь начали экономить и на звездности отелей, то есть переселяться из 5* в 4*, - сказала "Интерфакс-Туризму" исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. - Смещение предпочтений по звездности от 4* к 3* в большей степени наблюдается также в регионах".

Как сказал "Интерфакс-Туризму" президент компании "Мегаполюс турс" Эдуард Кузнецов, наибольшее снижение по продажам туров зафиксировано в ценовом диапазоне от $1,5 тыс. до $2,5 тыс. на человека. "Те, кто могли позволить себе отели 4* и 5* покупают более дешевые продукты. Кризис серьезно повлиял на средний класс и предпринимателей – основных потребителей турпродукта", – отметил он.

Интересно, что на фоне сокращения гостиничных объемов практически не сократилось бронирование апартаментов. "Мы почти восстановили прежний темп роста продаж, который был до кризиса, - сказал "Интерфакс-Туризму" генеральный директор российского офиса швейцарской компании Interhome Геннадий Козачок. – При этом он составляет около 70%".

В результате, если по итогам первого полугодия европейские направления демонстрировали спад в 20% и более, то по итогам 9 месяцев он сократился до 15-17%. Поток в Болгарию остался на уровне прошлого года, а в Израиль вырос более, чем на 60%. Оживились и "не пляжные" страны. Больше россиян посетили Германию и Великобританию.

Интересно, что операторы при этом отмечают снижение спроса на экскурсионные программы. Можно предположить, что россияне, имеющие родственников в Израиле и Германии, воспользовались возможностью сэкономить на отдыхе. Что касается Великобритании, то, по-видимому, наши сограждане решили, что кризис - хорошее время для усовершенствования английского.

Война скидок и виз

"Европейские страны предприняли некоторые усилия для привлечения российских туристов. Так, Греция сократила сроки получения виз, а Испания стала выдавать мультивизы, - говорит коммерческий директор "Тез тур" Александр Буртин. - В нашей компании по Испании снижение составило примерно 20%, по Греции - около 10%, Крит и Родос пострадали в меньшей степени. А вот по Корфу - спад максимальный. Корфу - место для семейного отдыха высокого уровня, для которого типичны длительные сроки пребывания".

При этом А.Буртин подчеркнул, что, говоря о снижении, он имеет в виду количество туристов, но не финансовые показатели.

"Лето нас в целом порадовало, - констатировала коммерческий директор компании "Джет-трэвел" Лариса Смирнова. - Прибыльными были итальянские чартерные программы. Мы сформировали бюджетный пакет в Тоскану, который пользовался спросом. На Сардинию уменьшилось количество перевозки, в результате были сбалансированы спрос и предложение".

Как добавила собеседница "Интерфакса", хорошо продавалась также Хорватия, во многом из-за того, что крупные игроки сократили объемы на 30%. Отели в Италии и Хорватии шли на скидки, Греция и Кипр каждую неделю давали СПО.

"Эти страны "перетянули" туристов с Франции, - пояснила Л.Смирнова. - Франция же этим летом разочаровала операторов. Отели Лазурного берега скидки не делали, поскольку не испытывали нехватки гостей. Турпоток в операторских компаниях на этом направлении сократился до 50%".

Что касается массовых направлений - Турции и Египта, то по итогам года Турция потеряла примерно 10-13% россиян, а Египет, наоборот - приобрел 4-5%. "Египет первым принял "кризисный" удар прошлой зимой, - заметил А.Буртин. - Спад в нашей компании составил 20%. Однако затем за счет корректировки маркетинговой политики гостиниц и перевозчиков и за счет летнего сезона рост составил 5-10%".

В целом поддержанию объемов на рынке способствовало снижение цены - до 20-30% на отели и до 40% на перевозку. Поэтому в денежном выражении спад существенно больше - до 30%.

И если операторам по европейским направлениям удалось в этом году если не заработать, но хоть сильно не потерять, то операторы по массовым направлениям работали в убыток. "Нет ни одного крупного оператора, - уверен президент ВАО "Интурист" Александр Арутюнов, - который бы в этом году заработал". Правда, А.Буртин был не столь категоричен. "Если говорить о рентабельности, - говорит он, - то мы не зарабатывали, но и не очень теряли".

"Египет круглогодичное и систематически убыточное направление, - говорит председатель совета директоров "Трансаэро" Александр Плешаков. - На наших программах зарабатывают только сами египтяне. Наши программы только увеличивают потери отрасли. Совместная дотация составляет $100-110 на тур".

По оценке А.Плешакова в завершающемся году на рынке произошла перегруппировка сил. Одни крупные игроки усилили позиции, тогда как другие несколько сократили объемы.

По мнению А.Арутюнова демпинг оставался основным инструментом компаний, отвоевавшим дополнительную долю рынка. Долг некоторых игроков исчисляется очень крупными суммами. Так что весной неизбежна волна банкротств.

Внутренний рынок: расхождение в цифрах

По данным Ростуризма, в России в этом году отдохнет почти 35 млн россиян, и рост внутреннего рынка составит в этом году более 4%. Однако, операторы приводят совершенно иные цифры.

По оценке А.Арутюнова, в денежном выражении внутренний рынок потерял не менее 25% - в основном, за счет смещения спроса в бюджетный сегмент и сокращения времени отдыха.

Такие же цифры на недавней конференции турбизнеса, организованной газетой "Ведомости", привел и председатель Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько: "По финансовым показателям внутренний рынок просел минимум на 20%. Операторы по внутреннему туризму и гостиницы в этом году пережили очень тяжелые времена".

По словам генерального директора компании "Дельфин" Сергея Ромашкина, число туристов сократилось на 25%, в денежном выражении компания потеряла 20% по сравнению с прошлым годом.

"Лидерами" падения стали Золотое кольцо и Крым (35% и 30%, соответственно). В Краснодарском крае спад составил 25%. В наименьшей степени пострадали Кавминводы (- 6%), Москва (- 8%) и Санкт-Петербург (- 5%).

Правда, есть в схватке с кризисом и победители - Абхазия этим летом прибавила около 15%. Но, отмечает С.Ромашкин, статистика гостиниц и пансионатов несколько лучше из-за того, что в этом году многие россияне самостоятельно напрямую бронировали отдых: там спад оценивается в 10-15%. К турбизнесу это имеет косвенное отношение.

Снижение на внутреннем круизном рынке оценивается операторами примерно в 10-15%. Причем скидки в некоторых регионах доходили до 50%, на ряд программ даже до 70%.

Сыграть на интересе к стране

Снижение въездного потока оценивается операторами примерно в 20%. Правда, главным образом за счет существенного сокращения бизнес-поездок.

Так, в "Интуристе" индивидуальных поездок с деловыми целями, которые составляли примерно 60% от общего объема индивидуальных поездок, стало, по словам вице-президента компании, директора Департамента въездного туризма ВАО "Интурист" Николая Какоры, существенно меньше.

"Падение спроса на деловые поездки составило не менее 40%", - говорит исполнительный директор компании "Райзебюро Вельт" Лариса Зазулина.

Что же касается групповых поездок, то иностранные туристы по-прежнему в Россию ехали. "Снижения потока "настоящих" туристов в Россию практически не произошло, - сказал "Интерфакс-Туризму" Н.Какора. - Оно составляет максимум 5%. Так что интерес к России сохранился". В результате общее сокращение въездного потока в "Интуристе" составляет примерно 12%.

В "Райзебюро Вельт" число групповых туристов даже выросло на 20%. "Мы приняли больше туристов из Китая, Ирана, Таиланда, Израиля, - пояснила Л.Зазулина, - но в целом, конечно, по въезду мы отмечаем спад".

По словам коммерческого директора круизной компании "Водоходъ" Андрея Смолина, потери на въездном рынке составили примерно 2%.

Падение въездного сегмента в денежном выражении компании оценивают по-разному.

Так, А.Арутюнов говорит о 16%-ом спаде, в том числе из-за снижения средней стоимости туров. Впрочем, как уточняет Н.Какора, уже в России иностранные туристы докупали экскурсии, на которых поначалу хотели сэкономить, например, в Оружейную палату или Алмазный фонд.

По словам А.Смолина финансовые показатели компании не пострадали из-за подешевевшего рубля. Л Зазулина также говорит о том, что серьезных финансовых потерь удалось избежать, поскольку группы часто размещались в отелях 4* и 5*, которые придерживались лояльной ценовой политики. Цены в этих отелях были ненамного выше, чем в 3*.

Впрочем, по мнению С.Шпилько, несмотря на эти цифры, гордиться нам, в общем, нечем.

"Именно ситуация на рынке въездного туризма позволяет судить об успехе туристического рынка в целом, - заметил он. - Начиная с 2004 года, рынок приема "топчется" на месте. Цифры приема смехотворно малы: 2,2 млн туристов в 2008 году. По приему Россия занимает 59-ое место из 133 стран при том, что она на 5-ом месте по числу памятников природы и на 9-ом - по числу памятников культуры".

В условиях кризиса, уверен С.Шпилько, у России есть шанс отыграть часть мирового рынка, но только, если государство окажет отрасли действенную помощь.

Любовь Ямутова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще