Комментарии 15 октября 2009 г. 16:44

Отдых ручной сборки

В два-три раза выросло в нашей стране число тех, кто бронирует свой отдых за рубежом без помощи турфирм

Все больше людей самостоятельно занимаются организацией своих поездок. Кризис эту тенденцию усилил. За девять месяцев нынешнего года рост объемов он-лайн бронирований на сайтах билетных, гостиничных и трэвел-агентств достиг в некоторых случаях 50%. Тогда как спад на рынке офф-лайн продаж оценивается примерно в 20-25%.

Смена поколений

"Самостоятельных" туристов стало значительно больше. В первую очередь на порядок вырос интерес к индивидуальным поездкам. Пришло поколение людей, абсолютно свободно чувствующих себя за границей, четко знающих, в каком отеле они хотят жить и что хотят посмотреть и, что немаловажно, не желающих переплачивать за путешествие. Для примера, в сезон примерно 100-150 тыс. россиян-горнолыжников выезжает за рубеж через турфирмы. Но это - менее половины всего потока российских горнолыжников на иностранные курорты.

Еще до появления электронных билетов в турфирах отмечали растущий спрос на индивидуальные поездки. И если когда-то считалось, что индивидуальный тур может быть только очень дорогим, то со временем все больше россиян обращалось в агентства за бюджетными индивидуальными турами: люди сами составляли маршрут и просили забронировать им отели.

С появлением сначала он-лайн бронирования, а затем и введением электронного билета, а также расширением вариантов оплаты эти люди, хорошо ориентирующиеся в виртуальном пространстве, получили возможность самостоятельно организовывать свои поездки. Например, согласно результатам исследования маркетингового агентства Profi Online Research, этим летом 13% россиян, отправляясь за границу, планировали и организовывали свой отдых сами. При этом еще 40% "подумывали" о том, чтобы это сделать. И хотя большинство из этих 40% не уверены, что воспользуются этим обязательно, можно предположить, что к зимнему сезону какая-то их часть все-таки "созреет" до самостоятельной организации отдыха.

Оценить, какую часть клиентов именно кризис подвиг на самостоятельную организацию поездки, в он-лайн агентствах не берутся. По словам Елены Зиминой, руководителя электронных продаж компании Unifest, которой принадлежит проект pososhok.ru, в предыдущие годы прирост объема он-лайн бронирований и он-лайн покупок авиабилетов составлял около 100%. В этом году - 40-50%.

Зачем переплачивать?

На сегодня абсолютное большинство самостоятельных туристов в первую очередь стремятся сэкономить. Так, по оценке таких туристов, только на проживании в отелях 2* и 3* при самостоятельно организованной поездке по Европе удается сэкономить до 50 евро в день на человека.

Кроме того, такие туристы, как правило, заранее покупают авиабилеты по самым привлекательным тарифам или пользуются акциями авиакомпаний. О том, что клиенты стали более тщательно искать подходящие варианты перелета, свидетельствуют цифры. Так, на сайте pososhok.ru до кризиса бронирование делали 3-4% посетителей, сейчас - 2%. Это может быть связано с тем, что больше туристов стало покупать билеты с собственных сайтов перевозчиков: очень часто именно там можно найти самые дешевые билеты.

Самостоятельная организация путешествия позволяет сэкономить не только деньги, но и время. Если подтверждения заявки в агентстве приходится ждать несколько дней, то на самостоятельный поиск и бронирование отелей по маршруту уходит несколько часов. Более того, есть ситуации, когда на обращение в агентство нет времени, и поездку можно устроить только самостоятельно. Например, в выходные дни или вечером накануне отъезда.

Желание сэкономить не чуждо и состоятельным людям, что стало особенно актуально в кризис. Так, по словам Е.Зиминой, в кризис выросло число клиентов, покупающих билеты в бизнес-класс. В этой категории авиабилетов есть несколько градаций, и клиенты выбирают те, что дешевле.

По словам начальника отдела продаж и продвижения продукта российского офиса компании Interhome Натальи Кулигиной, если до кризиса аренда домов и вилл среди состоятельных клиентов была не популярна, то сейчас оптимизация расходов стала модной тенденцией, и клиенты, до кризиса покупавшие туры в роскошные отели, теперь охотно арендуют недвижимость. На горнолыжных курортах, отметила Н.Кулигина, рост бронирований в апартаменты уровня 4* составил 30%, тогда как в апартаменты 1* и 2* - 10%.

Первым делом – самолеты

Вообще, что касается самостоятельного бронирования отелей, то пока спрос на эту услугу отстает от спроса на авиабилеты. По словам руководителя отдела маркетинга гостиничного ресурса hros.ru Михаила Киселева, увеличение объема бронирований составило 30% за три года работы на рынке. В этом году рост составил около 3%.

Более скромные достижения гостиничных ресурсов связаны во многом с тем, что отели всегда бронируются под гарантию кредитной карты, а россияне предпочитают он-лайн платежи при помощи карты не совершать.

Снижение же темпов роста он-лайн бронирования отелей может быть связано с тем, что туристы более тщательно подходят к поиску бюджетных вариантов, в частности, совершают бронирование на сайтах отелей. Обладателям валютных карт как минимум не приходится платить за конвертацию.

Во всяком случае, сами "продвинутые" путешественники говорят, что зачастую выбранные отели не представлены на гостиничных ресурсах, поэтому отели они бронируют на их собственных сайтах. Отели туристы находят, ориентируясь на форумы, рейтинги, отзывы и т.д.

Жизнь в сети

"Нет сомнения, что люди, оплачивающие авиабилеты кредитной картой, могут также забронировать и все остальные услуги, - считает Александр Сизинцев, исполнительный директор компании VIP-сервис, которой принадлежит сайт Biletix.ru. - И если в прошлом году в он-лайне кредитной картой билеты оплачивали 7-12% клиентов, то в этом - 20-25%. То есть фактически число людей, готовых бронировать отели самостоятельно, выросло в два-три раза".

В ближайшее время объемы он-лайн бронирования туруслуг будут расти в геометрической прогрессии: со сменой поколений людей, для которых покупка в сети является обычным делом, будет все больше.

Расширению географии он-лайн бронирования и, соответственно, росту объемов, способствует и введение новых форм оплаты. Так, клиенты туристической компании "Туринфо группа РФР" могут оплатить услуги через терминалы Qiwi. А услуги pososhok.ru можно оплатить в офисах "Связного" и вскоре еще и в "Евросети". Там же в ближайшее время уже можно будет оплатить и забронированные на pososhok.ru отели. Hros предоставляет своим клиентам возможность оплаты в офисах в Москве и Санкт-Петербурге. Наконец, многие банки позволяют свои клиентам создавать виртуальные кредитные карты для оплаты конкретной сделки, что абсолютно безопасно.

Цена свободы

В турфирмах на растущую самостоятельность россиян смотрят философски. Их владельцы и руководители уверены, что без работы, по крайней мере, в ближайшем обозримом будущем, точно не останутся. И у них есть основания для такого почти буддистского спокойствия.

Во-первых, визы, которые россиянам надо оформлять во многие страны, и вряд ли можно ждать серьезных послаблений в этом плане, поэтому туристам прямая дорога – в турагентства.

Во-вторых, надо признать, что самостоятельная организация отдыха пока по силам далеко не всем. Для этого, при нынешнем развитии он-лайн продаж, несовершенстве систем оплаты, нужно быть или сильно продвинутым человеком, или очень хотеть сэкономить, потому что на поиск подходящего отеля, билета, маршрута, заказ все-таки нужно немало усилий и времени.

Всегда найдутся люди, как говорят в турфирмах, которые доверят свой отдых профессионалу. Другое дело, что с ростом числа самостоятельных туристов, игрокам туррынка имеет смысл более трезво посмотреть на свои цены, вернее, на разницу между оптовыми и розничными ценами на свой турпродукт.

Правда, сам факт, что какого-либо принципиального снижения цен на услуги турфирм – по сравнению, например, с их европейскими коллегами, пока не наблюдается, говорит, что клиентов у российских фирм по-прежнему достаточно – даже при нынешних немалых ценах на отдых.

О том, что путь к самостоятельности не так прост, говорит и статистика. Например, согласно уже упоминавшемуся исследованию агентства Profi Online Research, выявившего растущую тенденцию к самостоятельной организации туров, остается немалая часть (28%) тех, кто не планирует отказываться от услуг турфирм.

Исследователи делают вывод, что такой параметр как "удобство" играет в выборе туристов по-прежнему решающую роль: людям не хочется заниматься нервоемкой и отнимающей много времени бумажной волокитой по оформлению визы, а также поиском и заказом билетов, бронированием отелей, приобретением страховки. Опрос проводился опрос среди 1 200 жителей российских городов-милионников.

В-третьих, и в европейских странах, где на рубеже 90-х годов – начале нового тысячелетия происходило настоящее бегство туристов из турфирм в самостоятельное плавание, а порталы Интернет-бронирований росли как грибы, сейчас начался возврат туристов в агентства. Более того, заметно вырос спрос именно на пакетные туры, от которых западные туристы так радостно отказывались 7-8 лет назад.

Оказывается, получив свободный доступ к организации собственного отдыха, туристы одновременно "освободили" себя, например, от необходимых страховок, обязательств авиакомпаний. В итоге, свобода туристическая во многих случаях обернулась личной незащищенностью туристов.

Если раньше проблемы, возникающие на отдыхе, решали турфирмы, то теперь – сам турист. Так что сразу нескольким европейским странам после череды серьезных потребительских конфликтов пришлось спешно разрабатывать правовые нормы такой организации отдыха. Это процесс оказался тоже непростым и длится до сих пор.

Любовь Ямутова, Светлана Ставцева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще