Ранние продажи для столичного круизного рынка давно уже стали традиционными. В последние годы они начинаются еще до завершения предыдущей навигации, то есть в августе, и продолжаются до начала будущей, вплоть до мая. Дело в том, что постоянные клиенты, которые составляют до 70% всего круизного потока по стране, знают, что только заранее можно купить путевки на дефицитные дальние рейсы. Это, в первую очередь, маршруты до Перми, Уфы, Астрахани, Ростова-на-Дону. Но в этом году клиенты проявили просто невиданную расторопность: значительная часть ранних продаж закончилась еще до Нового года.

Кредитуй, а то проиграешь!

Выкупив туры до начала сезона, клиенты невольно оказали круизным операторам неоценимую услугу они фактически проаккредитовали их. Услуга тем более ценная, что с началом кризиса получить в банке кредит, необходимый для подготовки теплоходов к навигации, большинству операторов было очень сложно.

Характерно, что поток желающих купить круизы заранее не иссяк даже, когда само слово "кризис" вошло в повседневный обиход россиян и практически поселилось на страницах газет и экранах телевизоров. В итоге операторы говорят о 5-10% -ном опережении прошлогодних продаж. На некоторые теплоходы уже продана треть мест от полной загрузки.

И тем не менее, делать прогноз на лето пока рано: как поведут себя туристы, предсказать сложно даже опытным игрокам рынка. Они лишь отмечают, что по-прежнему самым популярным остается маршрут Москва — Санкт-Петербург, и его покупают за месяц-полтора.

"На внутреннем рынке мы ожидаем спад в 10-15%, — сказал "Интерфакс-Туризму" генеральный директор столичной компании "Водоход" Александр Трофимов. – В первую очередь, за счет непродолжительных круизов и корпоративных программ".

Показатели региональных круизных рынков подтверждают этот прогноз. В отличие от Москвы, там практики ранних продаж нет, и круизы здесь начинают покупать ранней весной. На волжском рынке спад текущих продаж оценивается по сравнению с прошлым годом в 15-20%. Генеральный директор компании "Волга Флот Тур" Елена Борискина прогнозирует спад объемов по итогам сезона примерно в 30%.

Цены выше не будут, но и ниже – тоже

По сравнению с прошлым годом существенно подешевело топливо, но цены на круизы, тем не менее, выросли. На столичном рынке рост оценивается примерно в 15%, в регионах же они или остались на уровне прошлого года, или тоже подросли, но гораздо менее ощутимо — на 3-5%.

Правда, в отличие от прошлых лет операторы намерены сохранить цены ранних продаж на весь сезон. "К сожалению, о снижении стоимости круизов речи быть не может, — сказал агентству генеральный директор компании "Инфофлот" Александр Сахаров. – Ведь все остальные, помимо топлива, составляющие выросли в цене".

Всплеска ценовой борьбы, как считает А.Трофимов, нынешним летом можно ожидать только в сегменте теплоходов среднего уровня комфортабельности.

"Очень велика вероятность, что скидки на эти круизы будут. Переоборудованных теплоходов на рынке сейчас очень много, и у них своя клиентура. Это — профессионалы круизного отдыха. Им интересны круизы вообще, вот они будут искать предложения интересней и дешевле", — пояснил он "Интерфакс-Туризму".

Еще одно "веяние" кризисного времени, которое также связано с ценами, — региональные операторы сократили длинные маршруты. Так, в пермской компании "Волга-Волга" вообще сняли 18-19 дневные маршруты до Санкт-Петербурга, поскольку они получаются очень дорогими, оставив 15-дневный маршрут до Петрозаводска. 30% этих программ уже выкуплены. Самыми же популярными остаются 11-12 дневные маршруты.

Лишние места

В последние два года круизы на комфортабельных четырехпалубных теплоходах пользовались повышенным спросом на внутреннем рынке, поэтому операторы перевели часть таких теплоходов с иностранных линий на внутренние.

К этому не слишком желательному в условиях экономического кризиса росту числа судов на российском рынке привело также падение спроса на круизы по России со стороны зарубежных туристов. Причем, больше всего, практически наполовину, "просел" американский рынок. На европейском рынке спад оценивается примерно в 20%.

Контракты с зарубежными партнерами предусматривают возможность корректировки объемов, и они ею воспользовались. Так, по словам собеседников "Интерфакс-Туризма", в полностью высвободился теплоход "Тихий Дон", которым оперировала американская компания Grand Circle. "Тихий Дон" будет работать в Самаре, и на сегодня — это самый хороший теплоход в России.

Также значительно увеличилось количество кают для россиян на совместных с иностранными туристами рейсах. В частности, дополнительные блоки появились на самом популярном у иностранцев маршруте Москва — Санкт-Петербург.

Операторы предполагают, что и в высокий сезон на внутреннем рынке могут появиться блоки непроданных мест, что может привести к демпингу.

Спад спроса не помешал, а, возможно, и спровоцировал выход московских операторов на рынок Санкт-Петербурга: "Мостурфлот" и "Инфофлот" поставили по одному теплоходу в Санкт-Петербург.

"Если компания оперирует большим количеством теплоходов и выводит новые суда на российский рынок, ей необходимо иметь потенциал для развития, — пояснила заместитель генерального директора компании "Мостурфлот" Светлана Гончарова. — Московским рынком ограничиваться нельзя".

Оба оператора будут выполнять рейсы по самым популярным маршрутам — на Валаам, Кижи, в Петрозаводск. Значительная доля мест на этом маршруте выкупалась корпоративными клиентами. Однако, спад в этом сегменте по оценке генерального директора санкт-петербургского "Водохода" Олега Зеленкова, составляет 80%, что, понятно, вызывает опасения операторов.

Любовь Ямутова