Отправляя туристов в страны, гигиенические нормы которых далеки от принятых, скажем, в России, туроператоры всегда сообщают об этой «особенности» своим клиентам. В специальных памятках уделяется особое внимание приему пищи во время поездки: у уличных торговцев ничего не покупать, воду пить только бутилированную и вообще желательно питаться только в отеле. Эти предостережения появились не вдруг, и соблюдать их действительно необходимо, например, в Индии или Таиланде.

Значит ли это, что отдыхая в странах Европы или России, о таких предосторожностях можно не вспоминать? Однозначного ответа на этот вопрос нет, да и статистика за последние пять лет не слишком радует своими цифрами: из тысячи туристов во время отдыха 40-50 человек жалуются на пищевые отравления. Большинство заболевших утверждают, что принимали пищу в кафе и ресторанах отеля, после чего им пришлось обратиться за помощью к врачу. Такие случаи регистрируются и в Великобритании, и в Германии, и в России, и еще ряде стран. Возникает закономерный вопрос: кто должен отвечать за испорченный отдых и временный ущерб здоровью туриста?

В России исковые заявления по поводу причинения вреда здоровью в зарубежном отеле появляются крайне редко. Нам известен только один пример, когда россиянин обратился в судебные органы с аналогичным иском. Подачу иска против туроператора турист объяснил так: обратившись в турфирму, он полагался на профессионализм ее сотрудников и рассчитывал, что компания работает только с проверенными отелями. В заявлении турист сообщил, что, прибыв на отдых, первые пару дней все проходило так, как он ожидал, однако на третий день они с супругой почувствовали недомогание, переросшее в острую боль желудка. По заявлению истца, эта неприятность произошла после обеда в ресторане гостиницы.

Туристам пришлось обратиться к врачам страховой компании, которые провели обследование и выписали им необходимые лекарства. Однако, после трех дней их приема, болезненное чувство дискомфорта не пропало, и супруги были вынуждены самостоятельно пойти в аптеку и приобрести новые медикаменты, по их мнению, больше им подходящие. Наступило временное облегчение, но полностью здоровыми туристы себя не ощущали. Лечение пришлось продолжить в России, после чего обессилевшие и измученные люди обратились в судебный орган.

К заявлению были приложены многочисленные кассовые чеки, зарубежные и российские, подтверждение обращения к медработникам, как страховой компании, так и московской поликлиники. Даже без перевода было понятно, что туристы действительно жаловались на боли и расстройство желудка.

Туроператор, защищаясь, предложил вниманию участников судебного процесса сертификат отеля проживания туристов, выданный местным санэпиднадзором. На сертификате была указана дата его выдачи – за месяц до приезда клиентов. Защита оператора не оспаривала факт болезни супругов, но выражала сильные сомнения относительно места отравления, если вообще такое было. Ведь не секрет, что организмы многих людей не всегда быстро перестраиваются в новых условиях обитания и приспосабливаются к местным еде и воде.

Подтвердить суду, что здоровье расстроилось именно из-за еды в отеле, турист не смог, так как не имел никаких документов, завизированных администрацией отеля. Также супруги не смогли внятно объяснить, где питались остаток отпуска.

Суд вынес решение, которое ни в какой мере не удовлетворяло требования туристов. Не помогли справки от врачей, счета за лечение и чеки от покупки лекарств. Отсутствие положительного для туриста решения суда имело место потому, что по российскому законодательству ответственность за здоровье клиента отеля несет его администрация средства размещения.

Медицинские услуги для постояльца должны быть бесплатны, каждый клиент имеет право на пользование медицинской аптечкой, которую в обязательном порядке должны иметь абсолютно все средства размещения: от дома отдыха до первоклассного отеля. Это правило закреплено в пункте 15 «Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 года. Согласно этому документу, исполнитель обязан предоставить потребителю без дополнительной оплаты вызов скорой помощи, а также пользование медицинской аптечкой. И это, безусловно, при условии, что вина отеля будет доказана.

Что же делать туристу, если на отдыхе за рубежом из-за питания или воды, его здоровье было подорвано? Неужели надо подавать в суд на турецкий или английский отель?

К сожалению, простого и прямого пути взыскания с иностранного средства размещения у российского туриста действительно нет. Не каждый из нас обладает знаниями международного законодательства и достаточными финансовыми средствами для подобного судебного процесса. Что же остается делать?

Никогда не забывать и не пренебрегать полисом медицинского страхования. Для медицинских центров, с которыми у страховщиков заключены договоры на предоставление медпомощи туристам, абсолютно не важно, по какой причине наступило отравление (исключение составляет алкогольное отравление) и какова в данном случае вина отеля. Туриста начнут лечить немедленно.

Справедливости ради хотим заметить, что вероятность отравления едой в иностранных отелях крайне низкая, и объясняется это очень просто: штрафы за нарушение санитарно-эпидемиологических норм составляют гигантские суммы, их выплата поставит большой крест на дальнейшем бизнесе хозяев гостиницы. Более того, репутация будет безнадежно испорчена, что сделает невозможным его появление на рынке сферы услуг. Именно поэтому иностранцы-хотельеры заинтересованы в соблюдении норм и порядков в своих заведениях, понимая, что экономия на продуктах питания совсем не в их интересах.

Отдельно для скептиков отметим, что в большинстве популярных для российских туристов странах купить сертификат санитарно-эпидемиологического органа невозможно, его можно только получить законным путем. Это подтверждается тем, что в Европе судебных дел на заданную тему, несмотря на рассмотренные нами варианты, крайне мало.

Впрочем, нормы европейских законов кардинально отличаются от отечественного законодательства. Например, согласно правовым принципам Королевства Великобритании, за причинение вреда здоровью клиенту в отеле ответственность несет турагентство, посоветовавшее ему остановиться именно здесь.

Так, после длительных судебных разбирательств британскому подданному местное турагентство выплатило 230 тысяч фунтов стерлингов за то, что отправило его в венесуэльскую гостиницу. Британец планировал провести там незабываемый медовый месяц, а вместо этого приобрел заболевание, с последствиями которого ему придется мириться всю жизнь. Тяжелую форму дизентерии вызвала бактерия, содержащаяся в еде, которую предлагалась клиентам гостиницы на завтрак. Суд расценил, что степень вреда, причиненного незадачливому молодожену, можно расценить как тяжелую, и обязал турфирму обеспечить гражданина средствами на пожизненное лечение.

Для британской судебной системы эта сумма не предел, другому гражданину страны выплатили аж 750 тысяч фунтов стерлингов за отравление в отеле гамбургером. При вынесении решения суд учел, что приобретя тяжелое, тоже пожизненное заболевание, турист потерял любимую девушку, которая не захотела связать свою судьбу с инвалидом. Понятно, что как и в первом случае, плательщиком по данному иску стало туристическое агентство.

Правовой комитет Ассоциации туроператоров России (АТОР)