Москва. 3 октября. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ – В турфирмах отмечают мощный рост спроса на отдых в Израиле. Ожидается, что к Новому Году он может еще "подрасти", так как многим россиянам захочется провести его на Святой земле. Но справится ли Израиль с этим неожиданным счастьем – большой вопрос.

В ночь с 19 на 20 сентября въехать гражданам России в Израиль стало гораздо проще -начал действовать безвизовый режим между нашими странами. За месяц, прошедший с этого знаменательного события, российские туркомпании, специализирующиеся на отправке туристов в Израиль, столкнулись с почти ажиотажным интересом к этой стране.

У растущего спроса есть две причины. С одной стороны, дали свой результат настойчивые разговоры о введении безвизового режима с этой страной, которые россияне слышали на протяжении едва ли не целого года. Неважно, что и раньше получить визу было несложно.

С другой стороны, Израиль восполнил на российском рынке дефицит новых, оригинальных, а главное, не слишком дорогих направлений. Так что в этом зимнем сезоне, считают туроператоры, Израиль точно перетянет на себя часть потоков с самых популярных среди россиян направлений – прежде всего, Египта.

Рост по всем статьям

Как заметила заместитель генерального директора компании "Турбазар" Ирина Денина, запросы на отдых и экскурсионные туры в Израиль поступают из многих российских регионов, от семей с детьми, людей разных профессий и возраста. Наибольшей популярностью пользуется отдых на Красном море и лечение на Мертвом море.

"Видя такой спрос, мы более чем в два раза по сравнению с прошлым годом увеличили свой блок на еженедельных чартерных рейсах авиакомпании "Глобус", дочернего предприятия авиакомпании S7, из Москвы в аэропорт Увду, расположенный неподалеку от Эйлата", — сказала И.Денина.

"Цены на турпакеты в Израиль в нынешнем сезоне выросли по сравнению с прошлогодним на 30-40%, но так как это – долларовая страна, они не пугают россиян, и в пересчет на рубли сумма оказывается по-прежнему доступной", — заметила собеседница "Интерфакс-Туризма".

По ее словам, в росте цен "виновата" не столько дороговизна авиатоплива, сколько повышение стоимости проживания в израильских отелях.

"Отелей здесь катастрофически не хватает, соответственно, владельцы гостиниц могут диктовать цены", — пояснила И.Денина.

Интересно, что в соседнем Египте, где нет дефицита отелей, гостиницы в этом году также выставили не лучшие цены для российского рынка. У них есть на это основания, так как западные туристы, учитывая курс доллара, сделали активную ставку на Египет, а значит, перетянули на себя значительную часть мест в отелях. Однако цены на нынешнюю зиму таковы, что у некоторых россиян появляется законный вопрос: а не поискать ли что-то более доступное, если отель 3* в Египте сейчас стоит не менее $1500, а 4* — $1800 и более?

Израиль в этом плане оказался интересной альтернативой Египту. Он также в долларовой зоне, его достопримечательности по уникальности равноценны знаменитым пирамидам. К тому же Израиль "повернут" на безопасности, а сообщения об авариях на египетских дорогах к самым популярным туристическим объектам в последнее время не сходят со страниц российских СМИ.

"На Израиль сейчас обратили внимание многие из тех, кто привык отдыхать на массовых популярных курортах, — сказал "Интерфакс-Туризму" генеральный директор туркомпании "Социум-Тур" Олег Драгунский. – Люди уже достаточно видели просто пляжей и просто отелей, чтобы не заинтересоваться наконец чем-то действительно уникальным".

Самый дешевый 11-дневный комбинированный тур в Израиль, сочетающий экскурсионную поездку по стране на базе размещения в отеле 3* с отдыхом в Эйлате, обойдется российскому туристу в ноябре в $1500, что соизмеримо с нынешними ценами на Египет.

Оборотная медаль популярности

На волне спроса более серьезно Израилем решили заняться многие компании. Многие же расширили свои чартерные программы и блоки мест на рейсах. В итоге заявлено столько чартерных и регулярных рейсов, что их избыток может свести на нет попытки туроператоров заработать на новом и раскрученном направлении.

Так, в Израиль ежедневно на регулярной два раза в день из Москвы летает израильская авиакомпания El Al и три раза в день российская "Трансаэро", которые являются назначенными перевозчиками на этом направлении. Если на пиковые даты с билетами возникает проблема, то в другие дни самолеты не всегда заполнены полностью.

Но особенно сложно может быть с рейсами на морской курорт Эйлат. Помимо уже названных рейсов "Глобуса", первая чартерная цепочка которого стартовала 5 октября, рейсы в Эйлат (причем не только в Увду, но и непосредственно в аэропорт этого города-курорта, расположенного в его центре) из Москвы планируют летать еще две авиакомпании.

Это – "Газпромавиа", которая со 2 ноября поднимет на "Боинге-737-700" первую чартерную круглогодичную цепочку по воскресеньям, с середины декабря – вторую цепочку, а еще позже — и третью. Полетят в Эйлат также израильские авиакомпании Israir и Sandor.

Таким образом, только из Москвы до конца нынешнего года запланировано не менее 6 еженедельных авиарейсов в Эйлат, которые доставят на курорты Израиля единовременно сразу не менее тысячи россиян. К этому можно добавить еще два еженедельных самолета из Санкт-Петербурга авиакомпании ГТК "Россия", то есть плюс еще около 350 человек.

Под Новый Год некоторые авиакомпании планируют запустить дополнительные чартерные рейсы. Два дополнительных рейса El Al полетят в самом конце декабря. Планируется чартер из Ростова-на-Дону.

"Совершенно непонятно, где размещать каждую неделю такое число россиян, если гостиничная база в Эйлате, да и в целом в Израиле, не так велика", — сетует Жанна Снежницкая, руководитель израильского отдела компании "Карлсон Туризм".

При этом, как заметила собеседница "Интерфакс-Туризма", не стоит забывать о конкурентах – туристах из других стран. "Да и сами израильтяне любят свой морской курорт и охотно проводят там свои отпуска и уикенды", — добавляет она.

С другой стороны, как сказали в компании "Трэвел МС", которая впервые вышла на израильское направление, они не разделяют такого скепсиса.

По словам Эльдара Мустафаева, начальника отдела продаж и бронирования компании, риски в первый для туроператора сезон существуют, но они не критичны, так как отелей в Израиле достаточно.

"В эту зиму мы планируем отправлять еженедельно не менее 300 своих клиентов на курорт Эйлат рейсами "Газпромавиа", — сказал он. – Уверен, что проблем с отелями в Эйлате у нас не будет, ведь их на курорте почти 60, так что для наших клиентов места там точно найдутся".

К недостаткам, которые будут сдерживать турпоток из России в Израиль, можно, по ее словам, отнести и техническую неготовность израильских принимающих туркомпаний принять много россиян.

"Израильские туроператоры с трудом справляются со все возрастающим спросом на Израиль. Не хватает русскоязычного персонала, квалифицированных лицензированных гидов, — сказала Ж .Снежницкая. — Особенно проблематично будет на период Новогодних праздников, когда многие россияне захотят отметить их на Святой Земле".

Сухой остаток

Министерство по туризму Израиля ожидает, что в следующем году поток россиян может удвоиться. Однако российская сторона не разделяет такого оптимизма.

"Поток россиян в Израиль, разумеется, вырастет, -считает Владимир Канторович, президент туркомпании "КМП Групп". – Однако было бы наивно предполагать, что он будет таким большим, как этого бы хотелось израильским чиновникам и туроператорам".

Причины все те – нехватка качественных отелей, высокая стоимость не столько самих туров, сколько внутри страны, что может фактически удвоить сумму, заплаченную туристом за пакет.

Положительная новость в том, что большинство туроператоров увеличивает свои объемы в наступающем сезоне по Израилю на 25-30%. Для ажиотажного спроса, которым сейчас пользуется эта страна, это – совсем немного. Эксперты уверены, что в ноябре, когда сезон уже начнется, будут скорректированы чартерные объемы. И скорее всего, в сторону уменьшения.

Умерить свои амбиции туроператоров заставит нестабильная ситуация в экономике. Не зная, до какой глубины может опуститься кризис в США и Европе, насколько он затронет российскую экономику, трудно строить чрезмерные планы.

"Никто не хочет рисковать в такой ситуации", — сказала генеральный директор компании "Солвекс" Ирина Петрова. – К тому же довольно трудно предугадать, как поведет себя клиент, в том числе и тот, кто хочет отправиться в Израиль. Сегодня мы имеем высокий спрос, а в ноябре-декабре он может ощутимо упасть".

Возможно, такой сбалансированный подход со стороны туроператоров поможет первому безвизовому израильскому сезону пройти успешно, то есть, дать и турбизнесу заработать, и туристам отдохнуть по нормальным ценам.

/Федор Юрин/