Аналитика

2.09.2008 17:03

Шагреневая кожа въездного туризма

В этом году в Россию приедет как минимум на 15% иностранных туристов меньше, чем в прошлом

Следующий сезон с учетом последних событий на Кавказе может стать по-настоящему провальным. Если не предпринять конкретных мер уже в ближайшее время, падение въездного потока может стать необратимым, и России на мировом туристическом рынке останется лишь роль «донора» тех стран, которые больше преуспели в развитии этой отрасли.

Всемирная туристская организация (UNWTO) ставит Россию в число наиболее перспективных стран в плане туризма. В своих регулярно публикуемых прогнозах развития международного туризма она неизменно указывает на огромный потенциал нашей страны, благодаря которому уже к 2012 году она должна войти в пятерку ведущих туристических держав.

Однако если с потенциалом у нас действительно все в порядке, то с иностранным туризмом – год от года все грустнее. Так, по данным Ростуризма, общее число прибытий иностранных туристов с целью отдыха в 2007 году уменьшилось более чем на 8%. Доля России составляет 3,4% от всего мирового экспорта туруслуг, в то время как доля ее импорта – менее 0,6%.

Угол падения

«Сокращение въездного туристского потока в нашу страну происходит с 2006 года, — говорится в комментарии Ростуризма к официальной статистике. — Это объясняется, прежде всего, возросшими ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы из-за уменьшения числа отелей туристского класса, в результате чего произошло существенное удорожание пакета услуг, предлагаемого туристам при их путешествии в Россию.

Однако, если посмотреть на официальную статистику, то и до 2006 года картина с приездом к нам иностранных туристов была не намного оптимистичней. В 2004 году, например, согласно данным Росстата, въездной турпоток в Россию снизился более чем на 9%, в 2005 – почти на 17%. Лишь в следующем году рынок слегка подрос, прибавив «целых» 2%, а затем опять спад в размере уже названных 8%.

По словам Николая Какоры, вице-президента компании "Интурист", объем группового туризма в их компании за 2008 год снизился не менее чем на 20%. "Правда, мы в этом году приняли на 10% больше деловых туристов, однако они едут в основном в низкий сезон, так что нынешнее лето для нас оказалось очень тяжелым", — заметил собеседник.

Как сказал генеральный директор компании "Академсервис ДМС" Леонид Исакович, наибольший спад наблюдался на рынке Германии и Австрии: отсюда в Россию приехало примерно 80% от прошлогоднего потока.

"Аналогичная ситуация с туристами из Бразилии и Португалии, — добавляет собеседник. – Менее значительное падение произошло на рынке Франции – 92% относительно прошлого года, и Израиле – 95% соответственно. Стагнирует японский рынок: он остался на уровне прошлого года".

По мнению большинства участников рынка, главная причина безрадостного состояния дел во въездном туризме – дороговизна.

"Россия — страна больших расстояний, что при нынешней цене на топливо сильно бьет по карману, — заметил Л.Исакович. – Добавьте к этому высокие цены на размещение, отсутствие отелей туристического класса, плохие дороги, и станет ясно, что въездной туризм в таких условиях развивать сложно. В итоге, к нам едут достаточно состоятельные люди, а бюджетные туристы фактически вымываются из въездного потока".

С ним согласен глава компании "Владинвесттур" Владимир Шаров. "Фактически российские турфирмы сейчас работают только с туристами выше среднего уровня платежеспособности. Бюджетные туристы, которые составляют костяк въездного потока в любую страну, или не рассматривают Россию в качестве места отдыха, или едут своим ходом, так как услуги российских турфирм для них слишком дороги".

Почему?

Однако было бы несправедливо сводить все проблемы въездного туризма к высоким ценам на дорогу и размещение. Есть ряд объективных причин, по которым России совсем непросто пробиться на мировой туристический рынок. Мы – холодная страна, с коротким сезоном для путешествий. У нас огромные расстояние, которые "съедают" массу времени, а его у туристов, как обычно, мало. Наконец, у нас нет однозначного "козыря", который бы помогал нам выигрывать в борьбе за клиентов, например, теплого моря, как в Турции или Египте.

Однако эти объективные причины мы с лихвой перекрываем массой вполне "рукотворных" преград. Например, сложным визовым режимом для тех стран, откуда к нам в основном и едут туристы. Если страна хочет развивать иностранный туризм, она создает преференции для своих гостей. Так, например, сделал Китай, который сейчас лидирует на мировом рынке по темпам роста въездного турпотока. Аналогично поступают Турция, Египет и многие другие страны, экономики которых "заточены" на туризм. Так же поступают и многие ближайшие соседи России, например, Казахстан.

Правда, как показал опыт недавнего проведения матча Лиги чемпионов по футболу в Москве, Россия тоже "может, когда хочет". Правительство страны отменило въездные визы для англичан, решивших приехать на этот матч, и почти 40 тысяч болельщиков из этой и других стран открыли для себя столицу России. "Этот положительный опыт вполне можно было в том или ином виде продолжить, — заметил президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько. – Все дело в приоритетах. Туризм пока не входит в приоритеты нашего правительства".

Есть еще целый букет, на наш, российский взгляд, не слишком существенных причин, которые однако имеют принципиальное значение для иностранных туристов. Это – слабое знание россиянами иностранных языков, отсутствие вывесок и указателей на английском языке, запутанная транспортная система в городах, нехватка в них пешеходных зон, мест для прогулок.

Есть еще один фактор, принципиальный для туристического направления, — безопасность. Если все предыдущие годы он ставился экспертами на одно из последних мест, то сейчас, после произошедшего на Кавказе, его можно смело занести в число важнейших при выборе иностранными туристами места для отдыха. Большинство из них слыхом не слыхивали, где находится Южная Осетия и насколько она удалена от центральной части страны, отныне Россия для них – страна, где идет война. Такая ассоциация способна поставить крест на въездном туризме в любую страну, а для России, у которой и так не самый положительный имидж на международном туристическом рынке, она может стать просто губительной.

Где деньги, Зин?

Среди причин, тормозящих въезд, называют также отсутствие полноценной рекламы страны как туристического направления на международном рынке. По словам руководителя департамента государственной политики Министерства по спорту, туризму и молодежной политике Надежды Назиной, в прошлом году на продвижение туристического продукта России за рубежом было выделено 136 млн рублей, и эта сумма была освоена не только на рекламу, но и на участие в выставках, проведение конференций и семинаров, прием в России иностранных журналистов.

В 2009 году наша страна на рекламу своего туристического ресурса на все зарубежье выделяет 230 млн рублей, или менее $10 млн. Для сравнения, Турция только в России на рекламу своего турпродукта потратила $12 млн, то есть 10% своего госбюджета. Рекламный бюджет Израиля только в России на текущий год составляет порядка $3 млн.

Почему Россия не использует свой туристический ресурс, непонятно даже самим иностранцам, так как интерес к России у туристов в разных странах велик. Как писала недавно английская Guardian, на рекламу своей страны за рубежом Ростуризм, ответственный за развитие туризма в России, выделил в 2007 году не более 17% от своего бюджета, а большую часть израсходовал на участие представителей ведомства в различных международных выставках и фам-трипы для зарубежных журналистов.

"При этом у России отсутствует какая-либо продуманная рекламная кампания на зарубежных рынках, на телевидении разных стран или в интернете, — говорится в статье. – Что еще удивительнее, даже сам сайт Ростуризма не имеет англоязычной версии".

Правда, наиболее скептически настроенные эксперты задаются законным вопросам, а стоит ли вообще рекламировать страну, тратя огромные средства, если в ней отсутствуют многие элементарные составляющие комфортного отдыха иностранных туристов. От такой рекламы можно получить прямо противоположный результат. Обманутые ожидания туристов уже сослужили плохую службу уже не одному туристическому направлению в мире.

Государево дело

Все перечисленные выше факторы говорят только об одном – Россия выступает на мировом туристическом рынке с сырым, малосъедобным продуктом. При том многообразии направлений в мире, которые предлагаются вниманию туристов, России пока реально нечего им противопоставить.

"Нет ничего удивительного в низком спросе на Россию среди иностранных туристов, — считает Л.Исакович. – На автомобили российского производства спроса тоже нет, потому что их качество не соответствует мировым стандартам".

В этом смысле въездному туризму в "рыночной" России повезло даже меньше, чем в России советской. Тогда иностранный туризм был призван показать достоинства и достижения советского образа жизни, то есть "работал" на идеологию, что, впрочем, не мешало ему приносить приличный доход в казну.

"В 70-е годы прошлого века поток иностранных туристов, приезжавших в СССР из западных стран, превышал 5 млн., — сообщил порталу "Интерфакс-Туризм" Н.Какора. – А из социалистических стран, то есть Польши, Венгрии, Чехословакии, ГДР, ежегодно организовывались целые "поезда дружбы".

Как и автопром, въездной туризм вряд ли удастся поднять без государственной поддержки. И это – не специфика России, а скорее, специфика самого туризма, который включает в себя сразу несколько отраслей, без которых его развитие невозможно: гостиницы, транспорт, сервис. Бизнес самостоятельно эти отрасли поднять не сможет.

Опыт всех развитых в туристическом плане стран показывает, что рассчитывать на какие-либо достижения в сфере туризма, и въездного туризма, в частности, без решающего вклада государства в инфраструктуру невозможно. Если туризм, конечно, вообще нужен государству.

Пока большой заинтересованности российского государства в его развитии видно не было, если не считать "заявлений о намерениях". Действительно, развитие туризма – дело хлопотное, а главное, сильно растянутое во времени – если даже сейчас будет принят целый комплекс мер, способствующих приезду иностранных туристов, отдачу мы увидим не раньше, чем лет через двадцать. Ну и надо ли этим озадачиваться, если у страны есть другие, сырьевые, источники дохода?

Так что, пока приоритетными для России остаются нефть и газ, туризму на повестку дня пробиться непросто. А происходящие сейчас на Кавказе события могут и совсем его "задвинуть".

Материалы по теме