Комментарии 9 июля 2008 г. 09:34

Олимпиада – не стимул для туризма

Грандиозное спортивное событие стало для турфирм скорее помехой, чем стимулом для привлечения туристов

До открытия пекинской Олимпиады остался ровно месяц. Однако по мере того, как повышается степень готовности Китая к предстоящим Играм, падают надежды турбизнеса, как российского, так и международного. Грандиозное спортивное событие стало для турфирм скорее помехой, чем стимулом для привлечения туристов.

Готовясь к Олимпиаде, Китай, согласно требованиям МОК, предпринял особые меры по обеспечению безопасности пребывания на своей территории. Многие из этих мер напрямую коснулись туристов, например, изменения визовой процедуры в апреле этого года.

В итоге с момента введения новых правил въезда, по словам Сергея Джан Ши, президента Русско-Китайского клуба, в который входят 9 российских туроператоров, спад на поездки в Китай в мае-июне составил в некоторых туркомпаниях от 50 до 70%.

На это визовое ограничение наложились такие объективные обстоятельства, как землетрясения в провинции Сычуань и вспышка энтеровирусной инфекции в ряде сельских районов страны, правда, практически не посещаемой туристами.

Все это не могло не сказаться на турбизнесе. Большие потери понесли многие турфирмы. Например, в мае-июне в компании "Ист Лайн", по словам Анны Казаковой, начальника подгруппы Юго-Восточной Азии этой компании, турпоток в Китай упал на 50%. Были даже отказы по турам, связанные с теми же причинами.

Как заметил Сергей Назаров, председатель совета директоров компании "Чайна Трэвел", из-за падения турпотока на 40-60% многие турфирмы несут серьезные финансовые убытки, а некоторые даже ушли с китайского рынка.

Все это однако не отменяет сам факт проведения исторических для Китая Олимпийских Игр и огромного интереса к ним. Правда, как отмечают в турфирмах, интерес этот по большей части – чисто спортивный, а туристов, решивших поехать на китайскую Олимпиаду, оказалось гораздо меньше, чем предполагалось.

Причину невысокого спроса на Олимпиаду туроператоры видят не только в уже упоминавшемся ужесточении визового режима, который должен предотвратить проникновение в Китай шпионов и террористов под видом туристов. Многие туроператоры считают, что изначально китайские отели слишком завысили цены, что сделало олимпийский турпакет, и без того недешевый из-за дальнего перелета, просто неподъемным.

В среднем, компании предлагают пакет, в который входят авиаперевозка, виза, трансфер, 10 дней проживания и несколько билетов на спортивные мероприятия, минимум за $5 тыс.

Другая сторона олимпийской медали

У отелей Пекина, на самом деле, нет другого выхода, как снижать цены. По сообщениям Ассоциации туроператоров Европы (ETOA), средняя загрузка отелей в городе в преддверие Игр продолжает снижаться: на сегодняшний день забронировано менее 50% всех 4* и менее 80% 5* отелей Пекина.

По мнению специалистов, это лишний раз подтверждает, что такие крупные события, как Олимпиада, не только не привлекают туристов, а даже их отпугивают. Причем, как выяснилось, страдает даже не столько конкретный город, где проводится мероприятие "планетарного масштаба", а вся страна. Например, Олимпиада проводится в Пекине, а спад потока наблюдается на всех направлениях отдыха в Китае.

Кстати, с такой же проблемой столкнулись в свое время австралийцы и греки, организаторы летних Олимпийских Игр соответственно 2000 и 2004 годов. Туристический сезон в обеих странах был фактически сорван в год проведения Игр. Иностранные туристы, будто сговорившись, проигнорировали и Австралию, и Грецию.

По данным ETOA, у большинства туристов из самых разных стран Олимпийские Игры ассоциируются в первую очередь с толпами народа, необоснованно завышенными ценами, а главное, беспокойством и беспорядком. Олимпийские Игры или подготовка к ним – не повод для путешествий.

Анализируя опыт стран-организаторов Олимпийских Игр последних лет, эксперты туристического рынка пришли к неутешительному выводу: что спорту польза, то туризму – смерть. Турбизнес Греции, например, по данным ETOA, проиграл своим ближайшим конкурентам – Турции и Хорватии - не только сезон-2004, когда проводились Игры, но и пару последующих.

Считается, что заметное, почти в 20%, отставание Греции от Турции по росту иностранного турпотока все последние 4 года – это в чистом виде последствия Олимпиады. Греция была вынуждена сосредоточиться на организации Олимпиады, туризм отошел на второй план, а конкуренты, воспользовавшись этим шансом, укрепили свои позиции в регионе.

Опыт проведения футбольного чемпионата мира в Германии, и совсем недавнего Евро-08 в Австрии и Швейцарии показал, что рассчитывать на бум туристов и при проведении спортивных мероприятий меньшего масштаба тоже особо не стоит. За футбольный июнь владельцы отелей Швейцарии и Австрии недосчитались сотен туристов. Во многих городах этих стран, где проходили игры чемпионата, обычно занятые в это время гостиницы пустовали.

В Зальцбурге, например, можно было без особого труда найти номер в отеле любой категории. Вена на время турнира отказалась от проведения многих международных конгрессов, благодаря которым сюда приезжали десятки тысяч иностранных гостей - и проиграла. Большая часть болельщиков приезжала из соседних стран только на конкретные матчи, то есть, не останавливаясь в отелях, не задерживаясь в городе вообще и фактически ничего не покупая.

Основная проблема, как замечает глава Ассоциации туроператоров Европы Том Дженкинс, в завышенных и "нереалистических" ожиданиях городов-организаторов Олимпийских Игр.

"Туризм ничего не получает от проведения крупных международных соревнований такого масштаба. О том, что Игры привлекут дополнительных туристов, любят говорить спонсоры и организаторы, чтобы оправдать свои расходы", - сказал он в одном из интервью английской "Таймс".

Последствия "Гватемальской ночи"

Предстоящая Олимпиада в Сочи, к сожалению, уже укладывается в описанную международными специалистами схему. Олимпийское строительство в городе еще практически не начато, а туристы уже объезжают его стороной, выбирая более спокойные, на их взгляд, Анапу и Геленджик. Радость от "гватемальской ночи", подарившей сочинцам Олимпиаду, постепенно сменяется трезвой оценкой реальных приобретений и потерь.

Пока картина складывается не лучшим образом. Если прошлое лето прошло под знаком почти ажиотажного спроса на отели и пансионаты Большого Сочи, то в этом, по оценкам туроператоров, вперед вырвались Анапа и Геленджика, куда отправится на 60% россиян больше, чем год назад.

"Масштабная реклама олимпийского строительства в Сочи нанесла серьезный удар по туризму в этот город, - сказал "Интерфакс-Туризму" генеральный директор компании "Дельфин" Сергей Ромашкин. - Люди уверены, что здесь полным ходом идет строительство. Оно, во-первых, не началось, во-вторых, будет вестись в Имеретинской долине, которая никогда не был курортной зоной".

Опять же, как и во всех других городах-организаторах Игр, сочинские гостиницы взвинтили и без того высокие цены на проживание, что сделало отдых здесь как минимум в полтора раза дороже, чем на соседних российских курортах.

Не оправдались не только туристические, но и инвестиционные ожидания Сочи. Если еще пару лет назад в Сочи активно рос поток инвесторов, то сейчас он замедлился и начал дрейфовать в сторону опять же соседей по региону.

Как пишет "Интерфакс-Недвижимость", даже те компании, которые уже присутствуют на сочинском рынке или объявили о своих видах на Сочи (о планах по строительству в столице Олимпиады в свое время уже заявили такие крупные компании как "Интеррос", "Базовый элемент", "Юмако", М-Индустрия, Газпром, "Открытые инвестиции", "Интеко", "Ренова", "Система-Галс", MR Group и многие др.), не лишены сомнений относительно своих планов.

Всех их, без исключения, беспокоит вопрос: как получить юридически чистый участок и согласовать проект, если в Сочи пока нет генерального плана развития и пока еще не понятно, какие земли числятся в "олимпийском резерве"? "Новички" тоже бояться входить в Сочи, так как не знают, попадет их участок под олимпийский каток или нет.

В традициях Голливуда

Несмотря на нарисованную грустную картину у олимпийского сценария вполне может быть оптимистический финал. Например, по словам российских туроператоров, поток иностранных туристов в Китай, в том числе россиян, может восстановиться уже осенью и достигнет своего пика в конце декабря, когда традиционно тысячи наших сограждан отправляются на зарубежные курорты.

По их словам, после возвращения к упрощенной визовой схеме сработает эффект отложенного спроса на отдых в Китае. Правда, как полагает Сергей Джан Ша, Китай в этом году будет "прирастать" в основном Уралом и Сибирью, жители центральных регионов страны пока составляют меньшую часть потока.

В любом случае, у каждой страны своя туристическая история и свое будущее. В этом смысле, как ни поучителен "олимпийский" опыт Австралии и Греции, к России он, скорее всего, не применим. Если первым двум не надо особо утверждаться на мировом туристическом рынке, въездной туризм здесь и так на высоте, то нам – крайне необходимо. Вот почему российские специалисты полагают, что положительный эффект от проведения в Сочи зимней Олимпиады пойдет в итоге российскому туризму на пользу, а неудобства и туристические потери сегодняшнего дня восполнятся в дальнесрочной перспективе.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще