"Я считаю, что на лето 2016 года можно прогнозировать переориентацию на российские курорты от 1 млн до 1,5 млн человек. Всего же, думаю, на отдых в России могут переориентироваться до 2 млн человек", — считает генеральный директор туроператора НТК "Интурист" Виктор Тополкараев.

В компании Coral Travel сообщили, что значительная часть россиян уже переориентировалась на отдых внутри страны ранее. А летом число туристов на отечественных курортах еще вырастет.

"Рост турпотока точно будет, но какой именно – сказать сложно. Уже в прошлом году приличная часть туристов переориентировалась на российские курорты. Речь идет о тех категориях госслужащих, которым запретили выезжать за рубеж. Скорее всего, рост потока продолжится", — сказала руководитель департамента по связям с общественностью туроператора Coral Travel Марина Макаркова.

Рост спроса на российские курорты прогнозируют и в компании TUI Россия, которая в этом году впервые будет предлагать летний отдых внутри страны.

"Мы можем сказать, что в этом году спрос на российские курорты будет однозначно выше, чем в прошлом году. Это связано с недоступностью других привычных для россиян пляжных направлений, а также с нестабильностью курса валют", — сообщили в пресс-службе туроператора.

Цены и качество

В начале года Ассоциация туроператоров России (АТОР) заявила, что ценовая политика отелей Крыма и Краснодарского края может поставить под угрозу летний сезон. Крымские объекты подняли цены на 30% и отказались снижать цены по раннему бронированию. Все это, по прогнозам АТОР, может негативно сказаться на спросе. Однако, по мнению туроператоров, даже при таких условиях отдых в России в этом году будет дешевле зарубежного.

"Любой зарубежный отдых в сложившейся ситуации с падением рубля будет дороже", — отметил В.Тополкараев.

В компании TUI Россия подтвердили, что отели категории 3 и 4 звезды в Сочи в этом году будут однозначно дешевле аналогичных за рубежом.

Все эксперты считают, что одна из важнейших проблем российских курортов – несоответствие цены качеству отдыха во многих объектах размещения. Как рассказал гендиректор "Интуриста", треть россиян, поехавших в отпуск внутри страны в прошлом году, заявили о несоответствии отдыха ожиданиям.

"Это самая большая проблема в туризме – когда человек ожидает одно, а получает другое. В этой связи важно работать с агентами. Сейчас в объемах продаж турагентств только 20-25% приходится на внутренние туры. Мы направляем усилия на работу с агентами, проводим обучающие семинары, предоставляем всю информацию. За 2015 год количество агентов, бронирующих внутренние туры, выросло в пять раз по сравнению с 2014 годом. В 2016 году мы планируем удвоить базу агентов, продающих внутренние курорты", — сказал В.Тополкараев.

В Coral Travel также активно занимаются обучением турагентств. "Агентства не очень хорошо знают этот продукт, так как привыкли работать с зарубежными отелями. Мы стараемся исправить ситуацию, и отчасти нам это удается – за два года мы обучили более 15 тыс. менеджеров. Но организовать этот процесс сложно, так как гостиницы не выделяют бесплатные комнаты для рекламных туров", — пояснила М.Макаркова.

Чартерам – быть

По словам экспертов, чартерные рейсы на внутреннем рынке организовать легче, чем за рубеж. В компании TUI Россия отмечают, что чартеры особенно удобны для туристов из регионов, которые хотят отдохнуть на Черноморском побережье.

"Мы считаем, что чартеры нужны обязательно. Сейчас регулярная перевозка способна покрыть весь объем спроса только из Москвы. Мы в прошлом году ставили свои чартеры из пяти городов. В этом году планируем организовать чартерные перевозки в Сочи, Симферополь и Анапу из 15 регионов РФ. Кроме того, мы ведем переговоры с РЖД об организации железнодорожных чартеров в Сочи", — подчеркнул гендиректор НТК "Интурист".

Внутренний туризм – прибыльный бизнес

При всех сложностях отдых в России может стать прибыльным бизнесом при условии грамотной его организации и здоровой обстановки на рынке, считают туроператоры.

"Рентабельность зависит от трех факторов – конкуренции, спроса и качества продукта. Качество – работаем с тем, что есть. Спрос, по нашим ожиданиям, будет. И если не возникнет недобросовестной конкуренции, направление может стать прибыльным", — заявила М.Макаркова.

В компании TUI Россия отметили, что внутренние направления, в первую очередь, Сочи и Краснодарский край, обладают большим потенциалом. Туроператор надеется заработать на новых программах этим летом.

"Нам на родных курортах работать проще, нет никаких проблем в отношениях с гостиницами, авиакомпаниями. На этот сезон уже забронированы места и на перевозку, и на проживание, мы полностью готовы к тому, чтобы переориентировать поток туристов на черноморское побережье. Объемы бронирования по ранним продажам сейчас превышают прошлогодние. Главное – правильно доносить до туриста информацию о реальном состоянии объектов размещения и не пытаться продавать 3* как 4*-5*", — добавил В.Тополкараев.

Продажи туров в Египет были остановлены 6 ноября 2015 года после взрыва бомбы на борту российского самолета А321 над Синайским полуостровом и гибели всех его пассажиров. В конце ноября 2015 года, после инцидента со сбитым турецкими ВВС российским бомбардировщиком, Россия ввела санкции против Турции. В частности, туроператорам и турагентам было запрещено продавать путевки в страну. Российские власти ожидают роста турпотока на российские курорты в связи с закрытием основных зарубежных пляжных направлений на 3-5 млн человек.