пляж

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Генеральный директор одного из ведущих туроператоров по Греции "Музенидис Трэвел" Александр Цандекиди сообщил, что пока валютные скачки практически не повлияли на уровень продаж, есть лишь незначительное снижение. "Мы отмечаем незначительное снижение в пределах 1-2% среднестатистических дневных продаж. Это, конечно, тоже не радует, потому что август – пик сезона, и обычно в этот месяц можно хорошо заработать", — сказал А. Цандекиди.

Россияне привыкли к нестабильности

Нынешняя ситуация на туристическом рынке принципиально отличается от той, что была зимой, когда в "черный вторник" 16 декабря евро подорожал до 100 рублей. Продажи тогда в одночасье остановились, а туроператорам пришлось экстренно оптимизировать программы. Критическая ситуация на рынке продаж зарубежных туров сохранялась до начала апреля, когда рубль стал постепенно расти к доллару и евро. В феврале-марте из-за высокого курса у туроператоров практически провалились акции раннего бронирования туров на лето.

"Скачки курса на продажи сейчас уже практически не влияют. Потребители привыкли к постоянному росту стоимости валюты и морально были готовы к тому, что евро подорожал до 70 рублей", — заявил порталу "Интерфакс-Туризм" генеральный директор Tez Tour Владимир Каганер.

По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, игроки рынка, планируя программы на летний сезон, не надеялись на то, что укрепление рубля будет длительным. Поэтому катастрофических последствий пока нет.

"Когда в декабре, январе, феврале планировались полетные программы, прогнозировалось падение спроса до 50%. Все знали, что стабильность рубля – это временное явление. Так что сейчас снижение спроса идет в рамках того, что было запланировано. Пока нет аннуляций, отказов от туров. Но и новых бронирований практически нет", — сказала М.Ломидзе.

Пострадали продажи last minute

В компании Tez Tour отмечают, что наибольшее снижение спроса на фоне валютного скачка произошло в сегменте туров, покупаемых «в последнюю минуту», а также по акциям раннего бронирования на зиму.

«Август и первая половина сентября практически закрыты. Этому способствовала глубина продаж (в среднем месяц) и акции раннего бронирования, когда турпакеты на топовые даты сезона можно было приобрести заранее, со скидками до 30%. Наиболее подвержены резким валютным колебаниям туры last minute, но в общем объеме продаж сейчас их доля незначительна. Также снизилась динамика ранних бронирований по зимним направлениям. В первую очередь, «просели» дорогие дальнемагистральные направления, в этом сезоне спрос на них упадет до 60%», — сказал В.Каганер.

При этом по горнолыжным программам серьезных изменений нет, по отдельным направлениям глубина продаж достигает февраля. Как пояснил В.Каганер, это объясняется тем, что в условиях валютной нестабильности клиенты заранее планируют свой бюджет на отдых.

В пресс-службе туроператора "Анекс Тур", специализирующегося на массовых направлениях отдыха россиян, отметили, что туристы заняли выжидательную позицию и стали менее активно бронировать туры. При этом те, кто уже забронировал путевки, спешат их оплатить. "Как только курс начал расти, туристы активно оплачивали свои туры, чтобы потом не попасть на доплаты", — пояснили в пресс-службе.

В то же время спрос на туры в Европу, вопреки ожиданиям, остается стабильным, отметили в компании. Однако с курсом валют это не связано. "Мы видим спрос в страны Европы, туристы хотят получить визы до введения дактилоскопии, которая запланирована на 14 сентября", — сообщили в пресс-службе.

Опасности дальнейшего падения рубля

Однако если падение национальной валюты продолжится, ситуация на рынке изменится. "Если тенденция к ослаблению рубля останется, это окажет более существенное влияние на поведение туристов и приведет к значительному спаду спроса", — пояснил Александр Цандекиди.

По словам М.Ломидзе, наиболее уязвимы направления, где расчеты производятся в евро. Однако валютные скачки влияют на все продажи туроператоров, что, по ее мнению, может привести к падению числа бронирований не только на выездном рынке, но и на внутреннем.

За первый квартал 2015 года, по данным Росстата, выезд россиян за рубеж сократился на 31%, до 6,5 млн поездок (с целью туризма – на 40%). О серьезном снижении числа российских туристов заявили многие страны, куда любят ездить соотечественники: в Турции за первое полугодие их стало меньше на 28%, в Испании, Франции и Италии – на треть, в Финляндии – на четверть, в Таиланде – почти на 50%. В 2014 году за рубеж было совершено 45 млн турпоездок, что на 15% меньше, чем годом раньше.